Цели и задачи классного часа
Чаще всего целью первого классного часа называют развитие познавательного интереса у детей. Однако стимулирование стремления к знаниям, самоопределение и развитие самостоятельности ученика — требования, которые проходят красной нитью через уроки в течение даже не года, а всего периода обучения. Что же особенного и важного должно случиться на самом первом классном часе?
Анализ различных методик и подходов к обучению дает следующий минимальный список:
- знакомство с учителем;
- знакомство с правилами поведения в школе и классе;
- знакомство детей друг с другом.
Зачем нужен классный руководитель, какие у него права и обязанности и за что он несет ответственность, разбираем в статье.
Как учителю познакомиться с классом
Знакомство с учителем закладывает образ педагога в сознании ученика. Конечно, ребенок может прийти в школу с уже сложившимся по рассказам родителей, бабушек, дедушек, друзей представлением о том, каким должен быть учитель. Но только педагог формирует этот образ окончательно.
Не забывайте: учитель не друг и не приятель, не товарищ по играм. Несмотря на то что рекомендации «дружить» с учениками встречаются довольно часто, допускать панибратское отношение нельзя. К сожалению, не получится и дружить с детьми, и учить их качественно: образовательный процесс обязательно пострадает.
Как возглавить детский коллектив и повести учеников за собой, максимально раскрывая их потенциал, подробно разбираем на бесплатном вебинаре «Учитель-лидер: как стать наставником для учеников».
Как и о чем говорить с детьми
РасписаниеКурсы для педагоговВсе о том, как адаптировать программу к ФГОС и ФОП
В идеале нужно подготовить небольшой рассказ о себе, который заинтересует именно младшего школьника.
Память первоклассников устроена так, что они могут забыть большую часть информации, а потом узнавать ее заново с тем же любопытством и удивлением. Вот почему на этапе знакомства рекомендуется воспользоваться «правилом трех фактов» — рассказать о себе не более трех фактов, которые могут заинтересовать детей, и не рассчитывать, что те их запомнят.
Важно дать понять, что учитель — человек: он может быть уставшим, его можно обидеть, у него может болеть голова и булочки он тоже любит. Именно в этот момент необходимо выстроить границы, которые в дальнейшем помогут сберечь нервы всем участникам образовательного процесса.
- Если вы хотите использовать методы геймификации, логично уже на первом уроке обозначить направление сюжета, даже дать стартовое представление о развитии сценария, по которому планируется работать весь год.
Знакомство с правилами поведения в школе и классе
Оно вытекает из установки границ. На этом этапе необходимо объяснить первоклассникам, что требования к ним теперь серьезнее, чем в детском саду. Есть множество игр и рифмовок, которые помогают донести правила поведения.
Часто рекомендуют позволить детям принести торжественную клятву первоклассника. Это настраивает их на серьезный лад и придает празднику значимость. Такая клятва, произнесенная хором, как бы проводит черту между днем вчерашним, когда дети были дошколятами, и сегодняшним, когда стали учениками.
- Чтобы вам было удобнее, мы собрали игры, рифмовки и клятву в шпаргалку.
[ArticleMaterials=2408]
Познакомьте детей с учебниками, по которым им предстоит учиться. Можно акцентировать внимание на необходимости бережного отношения к книгам и тетрадям, обязательном наличии обложек и закладок, попросить родителей подписать учебники.
Первое сентября — не обычный учебный день, а праздник знакомства со школой. Не стоит настаивать на строгости и формализме, но и безудержное веселье не пойдет на пользу маленьким ученикам. У них может сформироваться представление о школе как о месте для развлечений, в таком случае с началом трудовых будней дети испытают сильный стресс и разочарование, а мотивация к обучению исчезнет.
Знакомство детей друг с другом
Самый сложный момент классного часа. До сих пор многие педагоги предлагают создать коллаж — каждому обвести свою ладонь, раскрасить ее, подписать свое имя и приклеить на лист ватмана, например в виде дерева класса. К сожалению, такие игры не способствуют ни знакомству учеников, ни появлению дружеской атмосферы в классе. Дети работают в одиночку, даже не в парах. И написанное на ладошке имя никаким образом не сблизит учеников. А разговоры в духе «Мы создали единое дерево — и теперь мы единый коллектив» в силу возраста дети не воспринимают и мгновенно забывают.
БесплатноВебинары для педагоговАктуальные темы, конкретные приемы и педагогические технологии
Подружить детей за час невозможно, но начать нужно. Одноклассники будут узнавать друг друга еще несколько недель, а некоторым ученикам может понадобиться и более длительный срок. Знакомство выстраивается в два этапа:
- Первичное — запоминание имени и лица.
- Полное — узнавание не только формальных данных, но и личной информации об однокласснике.
Если узнавать друг друга дети будут еще долго — на классных часах, переменах, внешкольных мероприятиях, в кружках и секциях, — то первичное знакомство должно состояться уже
1 Сентября. В идеале к окончанию первого дня в школе маленький ученик будет знать имена некоторых одноклассников.
Для этого существует целый ряд игр. Выбирайте подходящие по возрасту и не забывайте, что игру нужно будет проводить в помещении. Если в классе много учеников, следует избегать и тех игр, где каждый должен представиться лично, назвав имя и фамилию.
- Одна из самых удачных игр для знакомства — «Отправь письмо» («Почтальон»). Ее описание вы тоже найдете в шпаргалке.
[ArticleMaterials=2408]
Не рассчитывайте, что все сразу запомнят имена друг друга. Первый классный час закладывает фундамент для знакомства, а еще позволяет учителю понять, кто в классе претендует на роль лидера, кто будет серым кардиналом, кто пассивен, кто активен, а кто резко отрицательно настроен к учебе. Это позволит вам не только лучше узнать каждого из учеников, но и помочь им наладить отношения друг с другом.