«Сумасшедший корабль» Ольги Форш написан в 1930 году, тогда же был напечатан в журнале, вызвал шквал критики и долго в Советском Союзе (из цензурных соображений) не издавался.
В основе романа — жизнь петроградского Дома искусств, созданного в 1919 году по инициативе Корнея Чуковского и при ближайшем участии Максима Горького, где жили и работали писатели и художники — Александр Блок, Андрей Белый, Евгений Замятин, Михаил Слонимский и многие другие.
«Дом искусств» был создан для помощи нуждающимся представителям интеллигенции; он должен был объединить в себе общежитие, мастерские, пространство для общения и даже редакцию журнала, однако прекратил свое существование уже в 1923 году. Его недолгая работа отразила эпоху: короткий расцвет раннесоветской культуры сменился быстрым закрепощением свободного творчества, а поддержка властей обернулась идеологическим и художественным диктатом. Но в момент своего существования Дом искусств населяли и посещали главные писатели Петрограда.
Переиздание романа «Сумасшедший корабль», посвященного Дому искусств и его обитателям, позволяет читателю прикоснуться к культуре Петербурга столетней давности, застать расцвет литературы и узнать о быте артистических кругов.
Публикуем 5 причин прочесть новое издание книги:
1. Переиздание культового романа. «Сумасшедший корабль» Ольги Форш — знаменитая книга, запечатлевшая конец Серебряного века и бурную эпоху русской культуры, 1920‑е.
2. «Роман с ключом». В «Сумасшедшем корабле» детально воссоздан артистический быт Петрограда начала ХХ века и знаменитого Дома искусств на углу Невского проспекта и Мойки. Это настоящий слепок эпохи, возможность прикоснуться к русской культуре вековой давности.
3. Расшифровка псевдонимов. После выхода романа в 1930 году многие писатели и художники узнали себя в героях Форш. Современному читателю помогут разобраться в реалиях и персонажах построчные примечания знаменитого филолога Олега Лекманова.
4. Книга итогов. Роман Форш описывает закат Серебряного века — времени великих произведений и невероятных героев. Писательница размышляет о смене культурных эпох, времени и судьбе художника в новой стране.
5. Книга о свободе. Дом искусств создавался для помощи писателям в тяжелое время. Однако концентрация талантов в одном месте не помогла построению советской идеологии. Писатели желали творить свободно. Эта книга — о последней вольной эпохе русской культуры, за которой последовали годы идеологического диктата.