Найти тему
Кириллица

Русские жены викингов: почему скандинавы считали честью жениться на славянке

Известно – викинги на Русь воевать не ходили. Они ходили наниматься к русским князьям в дружины, а самые отважные удостаивались чести жениться на русских женщинах. Но если о простолюдинках в сагах не писали, что о княжеских дочерях слагали поэмы – висы.

Дочь Ярослава Мудрого

Самой известной женой викинга в истории Скандинавии стала дочь русского конунга (князя) Яйцерлива (Ярослава Мудрого) – Еллисив (Елизавета). Впрочем, в скандинавских сагах ее называют Олисавой.

Ее увез в далекую холодную, языческую Норвегию претендент на королевский трон Харальд Суровый, который в двадцатилетнем возрасте нанялся в дружину к Ярославу Мудрому и влюбился в десятилетнюю девочку – княжну Елизавету. Ярослав Мудрый, владевший огромным княжеством, не был в восторге от бедного и безземельного зятя и поставил ему условие – разбогатеть.

Харальд уехал в Византию, нанялся в варяжскую гвардию и долгие десять лет служит ромеям, принимая участие в походах против пиратов, на Сицилию, в Болгарию, где лично убил царя Петра II Деляна, за что бы щедро вознагражден. Позже он принимал участие в дворцовом перевороте в Константинополе и в походе новгородского князя Владимира против императора Византии Константина Мономаха.

Разбогатев, он вернулся в Киев, к Ярославу Мудрому, у которого хранил свое золото, и дав за княжну большой выкуп, женился на Елиссив и уехал вместе с женой домой. В Норвегии ничего хорошего Елизавету не ждало.

В 1045 Харальд стал соправителем Норвегии, а в 1046 году – королем. На родине он быстро забыл о любви к русской княжне и в 1048 году повторно женился по языческому обычаю на представительнице могущественного клана Гискеэттен Торе Торбергсдаттер, которая родила ему двух сыновей.

Елизавета же смогла родить королю лишь двух дочерей: Марию и Ингигерд. Поскольку саги говорили об Элиссив как о королеве, возможно, Тора была лишь второй женой – наложницей. Однако для гордой русской княжны и это было очень тяжело.

Никакого участия в государственных делах Элиссив не принимала. Скорее всего, ее уделом стало воспитание дочерей, рукоделие и чтение Евангелия. Жизнь среди язычников была опасна и непредсказуема – ее могли подстерегать убийцы, нанятые Торой, порция яда или «случайное» падение с высоты. Очевидно, что она была умна и не соревновалась с Торой, потому что прожила в Норвегии 20 лет.

Однако в 1066 году Харальд Суровый погиб в сражении в Англии. Любопытно, что обеих дочерей и жену-королеву он взял с собой в поход, возможно, опасаясь за их жизнь. Известно, что в этот же день умерла его дочь Мария – упала замертво, гуляя по песку у моря.

Дни жизни Елизаветы Ярославны тоже были сочтены – она не прожила и года при дворе сына Торы Олафа, как неожиданно расхворалась и умерла. Возможно, соперница все же свела счеты с русской княжной.

Внучка Ярослава мудрого Ингигерд

Вторая Дочь Елизаветы Ярославны, Ингигерд Харальдсдаттер, получила свое имя в честь бабки – жены Ярослава Мудрого, дочери норвежского короля Олафа Шётконунга.

Через год после смерти матери она была отдана замуж за принца Дании Олафа. Этого требовала политическая обстановка того времени. Между Норвегией и Данией был заключен мир, и династический брак был необходим для его закрепления. О любви внучку Ярослава никто не спрашивал. В 1085 году Олаф стал королем Дании. Известно, что Ингигерд родила мужу дочь Ульфхильд.

Ингигерд прожила в Дании 28 лет, но что это была за жизнь, можно лишь догадываться. По некоторым данным ее муж был христианином, но подданные его были язычниками. Правление короля ознаменовалась несколькими неурожаями, и датчане прозвали короля Олафом I Голодом. Они обвиняли его во всех бедах, свалившихся на страну, и под давлением народа Олаф согласился, чтобы его принесли в жертву «за грехи Дании», – об этом пишет Саксон Граматик. Король был убит, а его тело разорвано на части и развезено по разным областям Дании.

Овдовевшая Ингигерд уехала в Швецию, где вышла замуж за короля Филиппа Хальстенссона. Согласно документу «Закон Готланда» он был умным и созидающим правителем, но прожил недолго. Ингигерд снова пережила мужа и умерла около 1120 года.

Агафья (Агата)

Еще один изгнанник нашел приют и невесту в далекой Руси – претендент на Английский престол Эдвард Этелинг Изгнанник.

Он был сыном короля Эдмунда Железнобокого, но отца отравили, и трон занял викинг Кнуд Великий, который отослал Эдварда и его брата Эдмунда в Швецию к Олафу Шётконунгу, чтобы тот убил принцев.

К счастью, Олаф оказался старым приятелем их отца, он пощадил мальчиков и послал их в Киев, где дети росли под присмотром Ярослава Мудрого вплоть до 1046 года, – об этом в работе «Киевская Русь и Английское королевство в ХI веке в свете скандинавских источников» пишет историк М. Р. Гаврилишин.

К слову: в Киеве скрывались от врагов не только принцы, но и сам Олаф Шётконунг, и венгерский король Андрей I. Мальчикам при дворе князя Ярослава ничего не грозило, ведь его жена – Ингигерд (Ирина) приходилась им теткой.

Известно, что Эдвард Изгнанник женился на русской женщине по имени Агата или Агафья (Agatha). По одной из теорий, она якобы была еще одной дочерью Ярослава. Если это и так, то во всяком случае, матерью Агаты-Агафьи была не Ингигерд, а какая-то другая женщина. Русские историки считают, что Агата точно была из рода Рюриковичей, и возможно, была родней императора Св. Римской империи Генриха III. Когда в Англии 1057 году восстановилось правление саксов, Эвард Изгнанник с женой и братом вернулись домой.

Счастливого конца у этой истории не было. Эдвард был вскоре отравлен врагами, а Агата была вынуждена уехать в Шотландию. По некоторым данным, Агата родила Эдварду двух дочерей и двух сыновей – Давида и Александра, которые стали королями Шотландии, однако в европейских хрониках эти короли упоминаются, как сыновья шотландского короля Малькольма III. Больше о судьбе этой женщины ничего не известно.