Со времен Пелопоннесской войны известна одна из тяжелейших форм внутреннего конфликта. Она наблюдается у правителя, перед которым стоит выбор между лояльными и пригодными слугами. В тяжелую для державы годину трудно определить для себя степень принципиальности в назначении предателей. Перед целым рядом подобных дилемм в свое время оказался Иосиф Сталин. Отсюда остались крылатые фразы: «Других писателей у меня для вас нет», «Талантливый писатель, но сволочь», «Но ведь он мастер?» и прочее. Также вспоминается телефонный разговор генералиссимуса с Булгаковым.
Колумнист «Ваших Новостей» и писатель Герман Садулаев в своей недавней статье прямо-таки наехал на кинокритика всея Руси Евгения Баженова из-за обзора «В бой идут одни экстрасенсы». Ролик длиною 2 часа 22 минуты действительно получился смелым и провокационным. В этой связи мы обсуждаем с Садулаевым извечный вопрос воюющих стран…
«ВН»: – Герман, благодаря вам я впервые посмотрел обзор BadComedian. И мне показалось, что его высказывание резкое, но достаточно обоснованное. Те дыры, на которые он указывает, есть в нашей пропаганде, в нашем кино, в нашем пиаре. А почему вы считаете, что он куда-то «не туда едет»?
– Я думаю, Евгений Баженов отчасти находится в ловушке собственной популярности. И мы в ней находимся. Я после публикации своей статьи получил десятки, сотни откликов – люди очень расстроены, переживают и говорят, что ни в коем случае нельзя критиковать Баженова, потому что он очень хороший. У него создался некий образ борца за правду лево-социалистических убеждений. Нам же этого очень не хватало. Потому что у нас до этого был Антон Долин*, который занимается критикой коммерческих проектов и явно с либеральным уклоном. У нас также был Михаил Трофименков, но он очень глубокий и скорее историк кино, он не разменивается на современные фильмы, его внимание к фильму еще нужно заслужить. И такого критика, как BadComedian, очень сильно не хватало. Когда он появился, мы все в него влюбились.
И когда я высказываю свое мнение, если мне не понравилось что-то в его обзоре, мне говорят: «Ну куда ты со своими 12 тысячами подписчиков вообще лезешь? Кто ты такой, чтобы Баженова критиковать? У него больше 5 миллионов подписчиков и полтора миллиарда просмотров».
Но вот я такой. Я могу Баженова покритиковать, могу Путина, могу Михалкова. Я вообще не знаю человека, которого я не могу покритиковать. Могу и папе римскому сказать, что он в чем-то неправ. И меня такие аргументы не останавливают. Я отметил вещи, которые мне в этом обзоре неприятны. Возможно, они еще кому-то неприятны.
«ВН»: – А вам не кажется, что Баженов сейчас поставил перед нашей культурой то зеркало, в которое надо бы взглянуть и кое-что в себе поменять? Например, он нам показывает крайне популярного певца Шамана, который явно косплеит арийца и поет песню «Мой бой», которая на немецком звучит как Mein Kampf**.
– Шаман – это кринж. Как и вся наша официальная пропаганда – это испанский стыд. Делают они, а стыдно почему-то мне. Это и все фильмы про Крым, и все попытки нашей пропаганды делать «патриотическое» искусство. Баженов прав, что этот крен разоблачает. Хотя мы всё это и сами видим.
Из чего исходит наше государство? Думаю из того, что миллионы людей якобы слушали Газманова и Киркорова. А как вы им теперь продадите «Калинов мост», или 25/17, или Чичерину? Вот они и продают Шамана людям такого уровня. Я таких людей не знаю, но, наверное, они действительно есть. Они собирают залы. И нами управляют люди, которые слушают группу «Любэ» и Газманова. Это для них искусство.
Ну а что мне, сражаться с Газмановым и Шаманом? Мы существуем в другой от них реальности и не собираемся сражаться. Надо с этим работать, да. И Баженов молодец. Но это не отменяет пагубности его пути в части навязчивых и настойчивых намеков о том, что сегодняшняя Россия – это фашистская Германия. Это глупо, нелепо. И это просто не так, это неправда. У нас есть куча проблем, конечно. Мы далеко не идеальны. Но проводить такие сравнения… Зачем? Это очень дешевая либеральная пропаганда. Зачем она?
«ВН»: – Вероятно, он хотел показать на эти пиаровские сорняки. И те люди, которые за ним наблюдают, могут сказать: «Ну что-то правда стыдоба какая-то. Шамана поменять. А спичрайтерам Путина сказать, чтобы цитаты не из Ильина брали, а еще откуда-нибудь». У нас что, негде цитаты брать в русской литературе, кроме Ильина?
– Про Ильина не Баженов первый начал говорить, кстати. Клим Жуков на канале у Дмитрия Пучкова несколько лет назад очень большую записал программу. Социалисты, коммунисты, евразийцы – мы постоянно говорим о том, что это неправильный образ русской философии. Ильин, мягко говоря, небезупречный в своей биографии…
И я не могу понять, в чем огромные философские заслуги. Его поклонники мне говорят, что у него очень крутая диссертация по философии Гегеля. Да, может быть, он очень хороший специалист по Гегелю, хороший историк философии. Но я читал его собственные работы. И я не нашел там ничего нового и ничего интересного, ничего фундаментального. Может быть, ему стоило остаться в истории философии специалистом по Гегелю. То, что цитируют – это обычно такие поэтические высказывания о том, что Россия очень хорошая. Кто ж против-то? Но таких цитат полно у всех. Но от мыслителя мы ожидаем какого-то прорыва, какой-то новой платформы, уникального взгляда на мир. Каким бы там ни был Гумилев, но он придумал этногенез, пассионарность. Можно с этим спорить… Но там есть что обсуждать. А что обсуждать у Ильина? Ну русские должны любить себя… Все должны любить себя… Он очень скучный как мыслитель и абсолютно бездарный как писатель. Он какой-то пятый-десятый эпигон Гегеля. Зачем это нам?
Это всё так, но мы и без Баженова это говорим очень давно. Хотя я рад, что Баженов вывел эту дискуссию на широкую аудиторию. Потому что мы об этом говорили между собой, а теперь миллионы зрителей узнали, что был такой философ Ильин, что он сочувствовал фашистам, а теперь его цитируют. Кто бы еще, если не Баженов, рассказал об этом так интересно? Никто. Но тем не менее я не согласен, что он настойчиво протягивает аналогии с фашистским режимом.
Понимаете ли, мне показалось, что здесь не столько критика российской пропаганды, сколько неприятие вот этого судьбоносного решения России (речь о спецоперации. – Прим. ред.). И вот это свое неприятие он уже никак не фундирует. А почему ты не принял это решение? При этом он остается вне критики.
Его отношение с религиозной темой также на грани. Я сам грешу этим. И вообще я никогда не уважал чувства никаких верующих, к сожалению. И мракобесов нужно разоблачать. Но нужно чувствовать тонкую грань, чтобы не затронуть такие основы народной духовности, которые не должны подвергаться деконструкции. Просто не должны и всё. И мне показалось, что здесь чутье подвело Баженова.
«ВН»: – Странно, что верующих людей не задевают так снятые на религиозную тему фильмы, как снято кино, которое разбирал Баженов.
– Очень задевают. Поэтому и верующие тоже смотрят Баженова. Среди его подписчиков – десятки тысяч людей минимум верующих. И да, в этих фильмах – и опошление, и мракобесие. Но это очень тонкие материи.
«ВН»: – При этом Баженов остается в России, кажется. И других сатириков у товарища Сталина для вас сейчас нет. И если сейчас Баженову впаяют статью за оскорбление верующих, а заодно СВО, а потом посадят, то…
– Если вдруг будет какой-то накат на Баженова, то мы все в первую очередь выступим против этого, мы все будем его защищать. И вы, и я. Но это не значит, что мы все лишились права его критиковать. Священных коров в публицистике быть не должно. Нельзя глумиться над какими-то очень важными для людей символами. Но в остальном можно разбирать и высказывать свое мнение по отношению к чему угодно. Если его соберутся наказать, то от моей критики это вообще не зависит.
Вон взяли Стрелкова и решили наказать. Он несколько лет нес какую-то пургу. Мы его отчасти одно время поддерживали. Потом мы его критиковали. Потом мы вообще отписались от него и перестали его читать. А уже потом его посадили. И с чем это связано? С тем, что мы его критиковали? С тем, что мы от него отписались? Поверьте, там происходят какие-то процессы, которые от нас вообще не зависят.
Я не должен молчать, потому что «Баженов хороший». Я согласен, что он хороший. Но я хочу, чтобы он был лучше. И я хочу, чтобы он был на нашей стороне. А если он будет на стороне врага… А он дрейфует в эту сторону, в сторону врага. И если вдруг он окажется там, то чем он более хороший, тем будет хуже.
«ВН»: – Это так не работает. Нельзя стать хорошим, перейдя на другую сторону.
– Если мы уверены, что наш враг на стороне зла, а мы на стороне добра, то да, не работает. Но ведь Баженов-то так не думает, он не думает, что мы на стороне добра. И он делает невозможным спор об этом, потому что не фундирует свою позицию. Я понимаю, что это сложно сделать, потому что рискуешь попасть сразу под несколько уголовных статей. Но что делать? Нам как его поклонникам важно знать: что он на самом деле думает. Женя, чей Крым? Женя, права ли была Россия, что решила защитить Донбасс? А если мы не правы, что решили защитить Донбасс, то что мы должны были делать в этой ситуации?
*14 октября 2022 года Минюст России внёс Долина в список СМИ – «иностранных агентов».
**Идеологический манифест и автобиография Адольфа Гитлера. Книга внесена в Федеральный список экстремистских материалов РФ, запрещена.