До сих пор заболевания ВИЧ и СПИД представляют угрозу для всего человечества. А в некоторых странах уровень зараженности населения таков, что и вовсе обозначается как эпидемия. Но каково было первым людям с таким диагнозом, когда еще не было выработано каких-либо юридических норм и социальных правил? И как им приходилось выживать в условиях тотального отторжения обществом?
Начало трудного пути
Райану Уэйн Уайту, родившемуся в Кокомо в 1971 году, врачи сразу же поставили диагноз, сказавшийся на всей его дальнейшей жизни. Из-за гемофилии, его кровь не сворачивалась при самых незначительных открытых повреждениях. И даже крохотная царапина грозила большой кровопотерей. Он постоянно нуждался в препарате, в основе которого была кровь доноров. Предполагается, что во время одной из многочисленных процедур ребенок и был заражен СПИДом. В то время еще не существовало проверки доноров на наличие вируса иммунодефицита. Поэтому большинство людей, жизнь которых зависела от препарата «Фактор VIII» и использовавших его в период с 1979 по 1984 гг. оказались инфицированными.
Страшное заболевание у Райана медики обнаружили 17 декабря 1984 года после биопсии легкого во время пневмонии. Доктора сделали прогноз, что ему осталось жить не более шести месяцев.
Однако после улучшения состояния подростка, его мать Джинни, в начале 1985 года сделала запрос в администрацию школы о возможности продолжения обучения. Но получила отрицательный ответ. Официальное заявление, поданное Джинни 30 июня, руководитель школьного округа Дж. Смит также отклонил, что спровоцировало юридические разбирательства на протяжении последующих восьми месяцев.
Из-за недостатка информации о способах заражения и редких заболеваниях американских детей (на тот момент было известно о 148), многие испуганные родители и педагоги были против дальнейшего обучения Райана. Они подписали петицию о запрете посещения им школы, но мать с Райаном обжаловали решение школьной администрации в суде. Доктором Аналом Аленом было выдано заключение о состоянии здоровья подростка, с выводом о том, что он не представляет какой-либо угрозы для остальных детей и взрослых. Но все это не дал результатов. Когда Райан пришел на занятия, 20 школьников перешли в другие учебные заведения. Ему не хватало друзей, он ел из одноразовой посуды и посещал уборную, приспособленную только для его нужд. Даже дома подростку не было покоя, неизвестные разбивали оконные стекла, портили колеса машины.
Дело всей жизни
Тем не менее пресса уделяла много внимания Райану. Он выступал по телевидению, у него брали многочисленные интервью. А также принимал участие в сборе средств для заболевших и многочисленных просветительских компаниях. Вскоре семья Райана переехала в небольшой городок Цицеро, где со школьниками и преподавателями была проведена предварительная работа. Специалисты и добровольцы рассказывали о путях заражения, предлагали индивидуальные консультации. Дружелюбие, с которым был принят приехавший Райан, было результатом действий неравнодушных людей и открытости информации для всего населения. Была организована встреча мальчика с Рональдом Рейганом, за его судьбой начали следить Элтон Джон, Фил Донахью, Майкл Джексон.
В 18 лет Райан умер. Но он успел сделать очень многое. И, главное, привлек внимание к проблемам заболевших людей, призвал проявлять к ним сострадание и оказывать необходимую помощь.