Найти в Дзене
МИР ИСТОРИИ - WOH

Что делало садики в СССР такими особенными?

Оглавление

Каких-то «средних» воспоминаний о детских садах у наших сограждан, как правило, нет. Вспоминают необходимость посещения садика либо с ненавистью, либо с доброй ностальгией, с такой, от которой аж на душе тепло становится. Причем не имеет значения, когда тот или иной человек посещал дошкольное учреждение – при Советской власти или в 90-е гг., общий «фон» воспоминаний примерно одинаков у всех. Но вот в чем прикол – садики в СССР и в новой России сильно отличаются, и те люди, которые побывали в них еще при Советской власти, обычно вспоминают годы своего раннего детства с большим теплом, чем «выходцы» из 90-х. Почему так происходит? Чем отличались детские сады в СССР, и как они были устроены?

Как в Советском Союзе появились детские сады

Справедливости ради нужно сказать, что сама по себе концепция детского сада на момент октябрьского переворота не была новой – прототипы тех самых Советских садиков появились еще в первой половине XIX столетия, если конкретнее, то при некоторых предприятиях Демидовых, бывших в то время одними из самых богатых и влиятельных людей в Империи. И доступны они были далеко не только знатным и родовитым гражданам, сыновей и дочек в этих прародителях советских садиков могли оставить простые рабочие, более того, в ряде случаев именно для них они и создавались, например, на Урале.

Большевики же к делу дошкольного воспитания подошли очень основательно, и за образец взяли как раз те самые дореволюционные сады, правда, с коммунистическим колоритом. Суть в том, что по мнению лидеров молодого Советского государства, воспитание детей – дело общественное, коллективное, и ребятишки, «выращенные» в таких дошкольных учреждениях, должны сразу выработать в себе сильнейший дух коллективизма, стать частью Советского общества.

Московский автомобильный завод имени И. А. Лихачева. 1947 год / Фотограф Семен Фридлянд
Московский автомобильный завод имени И. А. Лихачева. 1947 год / Фотограф Семен Фридлянд

Как это сделать? Просто – собрать детей в одном месте, и с пеленок промыть им мозги. Ну а обставлено это было все так, что, мол, взрослым нужно очень много работать, потому детей следует отдать на попечительство государства. О «коллективистском воспитании» ничего родителям старались не говорить.

До 60-х гг. в садики (ясли) зачастую отправляли двухмесячных малышей, так как оплачиваемый декрет матерям составлял всего 56 дней.

Черная икра и интеллектуальные занятия

В СССР все понимали, что в детских садах создается основа будущей страны, костяк коммунистических строек и прочих свершений, следовательно, к делу воспитания детишек подходили ответственно, и работа садиков строилась на принципах:

  • непрерывного интеллектуального развития + развития трудолюбия;
  • качественного здорового питания;
  • физического развития.

Кому-то садиковская еда в СССР может показаться слишком однообразной и не особо вкусной, но рацион детишек выстраивался исключительно по принципу здорового питания, а ресурсов на садики не жалели даже в условиях жесткой распределительной экономики.

Те же манные каши, до сих пор люто ненавидимые бывшими советскими детьми, рекомендовались аж на уровне министерства здравоохранения СССР. А если деткам не хватало белка, то им могли давать… бутерброды с черной икрой, которая в то время стоила сравнительно недорого и не считалась прямо совсем уж элитным деликатесом. Ну а комочки в каше и невкусные супы – вопрос криворукости садиковского повара.

К вопросу физического, морального и интеллектуального воспитания ребятни в СССР подходили не менее ответственно, чем к их пропитанию. Во всех без исключения советских садиках большую часть времени дети были чем-то заняты, причем полезным:

  • мастерили поделки;
  • гуляли на свежем воздухе и выполняли физические упражнения под надзором воспитателей;
  • читали книжки (или слушали, как читают воспитатели – вопрос возраста и уровня развития);
  • разыгрывали всякие интересные сценки с глубоким смыслом.

В результате в первый класс отправились здоровые дети, многие из которых умели читать и писать, а также имели общее представлении о значимости труда в жизни и устройстве нашего мира как таковом.

Были ли поборы?

Ну вот не могли мы обойти этот вопрос стороной :)

Итак, были поборы, была и коррупция. Например, в некоторых садиках директорам и их заместителям родители на каждый более или менее значимый праздник скидывались на подарки – когда что-то из домашней бытовой техники, а когда и деньгами в конвертиках. Можно ли это считать взяткой? Теоретически да, но если вдруг директриса садика не получила бы свой подарок, то ничего бы ровным счетом в жизни детей и их родителей не изменилось бы. Но скидывались и дарили, потому что так принято!

А вот воспитатели вели себя скромнее. Конечно, некоторые их них требовали с родителей «подарки» для того, чтобы решить некоторые проблемы их детей (например, с особым питанием), но очень редко и каралось это реально строго. За взятку в садике и воспитательница, и директор могли уехать на зону в прямом смысле слова.

А какие у вас воспоминания о садике? Поделитесь ими в комментариях))

Подписывайтесь на дзен-канал «Мир истории» и канал в Телеграм и не забудьте поставить лайк))