К 125-летию со дня рождения поэта.
5 августа 1898 – 20 февраля 1949 – даты жизни советского поэта Василия Лебедева, в историю он вошел под двойной фамилией, второй её частью стал псевдоним Кумач. Наибольшую известность Василий Иванович получил как автор слов знаменитых советских песен, он работал с ведущими композиторами своего времени, удостоился сталинской премии второй степени. Песенные строки, вышедшие из-под его пера в первой половине прошлого века, до сих пор остаются на слуху. Они знакомы разным поколениям советских и российских граждан чуть ли не с детского сада. А ведь этим песням уже по 80 – 90 лет. Большинство своих знаковых хитов Лебедев-Кумач сочинил в 30-х годах. По случаю 125-летия со дня рождения поэта вспомним истории 5 нетленных хитов на его стихи.
Штрихи к портрету и факты биографии
Василий Лебедев появился на свет в Москве, в бедной рабочей семье сапожника Ивана Филипповича и портнихи Марии Михайловны. За рыжий цвет волос парнишке ещё в детстве дали прозвище Кумач, которое в дальнейшем стало литературным псевдонимом и приклеилось к фамилии. Псевдоним по-своему символичен. Кумач – это ярко-красная ткань, цвет советского флага, а кого как не Лебедева-Кумача через призму эпох можно назвать главным поэтом-песенником раннесоветской эпохи. Он был одним из культурных глашатаев Страны Советов и, хотя писал не только на патриотические темы, его поэзия преисполнена советским духом и стала одним культурных символов своей эпохи.
Песни на стихи Лебедева-Кумача – «типично советские» в хорошем, светлом смысле этого слова. Его стихотворные строки – отражение своего времени, они несут настроение, позитив, веру в светлое будущее, транслируют простые истины, и именно поэтому не устаревают и находят отклик у слушателей новых и новых поколений.
«Лебедев-Кумач, как никто из советских поэтов, передаёт песенной строкой чувство молодости, присущее людям сталинской эпохи. Его бесспорной заслугой является создание жанра весёлой, жизнерадостной песни. Бодростью, молодостью веет от каждой её строки»,- так писал о творчестве поэта критик М. Беккер в материале, опубликованном в журнале «Октябрь» весной 1941 года.
Путь в литературе Василий Иванович начал с написания сатирических стихов, в возрасте 18 лет начал публиковаться в журнале «Гермес». Лебедев-Кумач стоял у истоков знаменитого журнала «Крокодил», наряду с писателями Ильфом и Петровым поэт стал одним из его основателей. В его творческой биографии был и опыт работы в сфере агитационной печати и журналистики.
Как поэт-песенник Лебедев-Кумач громко заявил о себе в 1934 году благодаря фильму Григория Александрова «Веселые ребята». В этом фильме с музыкой композитора Исаака Дунаевского прозвучала его легендарная песня «Марш веселых ребят»:
Легко на сердце от песни веселой,
Она скучать не дает никогда,
И любят песню деревни и села,
И любят песню большие города. ».
Со старшим представителем династии Дунаевских у Лебедева-Кумача сложился плодовитый тандем. Исаак Осипович, как в будущем и его сын Максим, много писал для кино. И строки Лебедева-Кумача под его музыку звучали с экранов в шедеврах зарождающегося советского кинематографа. Исаака Дунаевского можно считать главным соавтором в творческой судьбе поэта-песенника, именно с ним Лебедев-Кумач напишет большинство главных хитов. Песня «Марш веселых ребят» имеет интересую историю, на моём канале ей был посвящен отдельный большой материал. Ссылочку на него я оставлю в конце публикации. А сегодня повторяться не буду и кратко расскажу о других памятных песнях на музыку Дунаевского, и не только.
Сердце («Как много девушек хороших»)
Поэт, писавший сатиру и ставший флагманом «массовой советской песни», с юных лет проявлялся и как глубокий лирик. Эту сторону своего творчества молодому автору довелось продемонстрировать в «Веселых ребятах». С фильма 1934 года начинается неугасающая популярность томной любовной песни в стилистике танго:
«Сердце, тебе не хочется покоя.
Сердце, как хорошо на свете жить»
Пел её Леонид Утесов, приглашенный на главную роль в картине. Исаак Дунаевский, с которым артист был в дружеских отношениях, писал эту песню специально под него. Когда композитор показал мелодию, актриса Любовь Орлова, получившая главную женскую роль, буквально влюбилась в неё и хотела исполнить песню, просила переписать текст от женского лица.
Однако «Сердце» , как и предполагалось, вложили в уста Кости Потехина, персонажа Леонида Утесова.
А текст песни изначально, действительно, был другим. Его сочинили сценаристы фильма Николай Эрдман и Владимир Масс. О чем были их стихи – теперь уже остается неведомым. Поворот в судьбе авторов отразился и на судьбе песни. Их арестовали, а стихи для песни на мелодию Дунаевского следовало переписать.
Кстати пришелся Василий Лебедев-Кумач, чей текст «Марша веселых ребят» был выбран по конкурсу. Ему же поручили сочинить и новые стихи для песни, отражающей любовные переживания. Василий Иванович сделал это филигранно, очень точно и в ярких образах описав чувство влюбленности. Его стихи отзывались и продолжают отзываться в сердцах, поэтому песня и не теряет популярности уже почти 90 лет.
Песня известна под разными названиями: «Сердце», или по первым строкам куплета и припева «Как много девушек хороших», «Сердце, тебе не хочется покоя». В 1935 году песню исполнил Петр Лещенко, его версия получила популярность за пределами Советского Союза.
Позже песня звучала голосами популярных певцов из стран социалистического лагеря. Её пел болгарин Бисер Киров и полячка Ирена Сантор.
В нашей стране количество исполнений этой песни артистами разных эпох несчетно.
В 1984 году «Песню Кости» из кинофильма «Веселые ребята» спел поющий актер Михаил Сергеевич Боярский.
«Как много девушек хороших» пели и поют на эстраде, и в жанре так называемого «классического кроссовера». В частности, песня была в репертуаре Дмитрия Хворостовского.
В программе «Романтика романса» произведение представила группа «Кватро».
Песня проникла во все пласты и жанры отечественной музыкальной культуры,. Одно из свидетельств тому - отсылка к старинному шлягеру Дунаевского и Лебедева-Кумача в песне "Селяви" российской панк-рок группы "Наив". Чача Иванов процитировал строчку: "Любовь нечаянно нагрянет".
Песня о родине («Широка страна моя родная»)
После успеха «Веселых ребят» продолжилась совместная работа композитора Дунаевского и поэта Лебедева-Кумача с режиссером Григорием Александровым. Он пригласил авторов написать песни для фильма «Цирк». В этой картине голосом Даниила Демьянова зазвучала композиция патриотической тематики: «Широка страна моя родная, много в ней лесов полей и рек, я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек».
Имя исполнителя не было указано в титрах.
«Песня о родине» создавалась долго и кропотливо, авторы писали и переписывали её на протяжении полугода, не устраивали то музыка, то стихи. Удивительное совпадение. Картина «Цирк» датирована 1936 годом, вошедший в неё окончательный вариант песни «Широка страна моя родная» был 36-ой по счету.
Мелодия в дальнейшем использовалась как позывной всесоюзного радио. Песня входила в репертуар разных артистов и коллективов. Широко известно исполнение Петра Лещенко.
В разные исторические эпохи, когда вставал вопрос о смене гимна государства, эта песня оказывалась в числе предлагаемых вариантов.
Страна родная по-прежнему широка, и много в ней лесов, полей и рек, но называется она уже по другому, существует в других границах, некоторые строки песни «остались в своём времени», но её до сих пор знают и поют.
«Песенка Роберта» или «Веселый ветер»
«Кто весел - тот смеётся, кто хочет - тот добьется, кто ищет - тот всегда найдет»,
- разве эти строки могут утратить актуальность. Этот фрагмент авторства Лебедева-Кумача, наряду с более поздними добронравовскими строками «Надо только выучиться ждать» из «Надежды», пожалуй, самые яркие «экзистенциальные девизы» советской песенной поэзии разных эпох.
Композиция, разучиваемая на уроках музыки несколькими поколениями школьников, часто обозначается как «Веселый ветер», узнаваема по первой поэтической строчке: «А ну-ка, песню нам пропой, веселый ветер».
Уже не все знают, что у этой композиции есть другое название, считающееся официальным – «Песня Роберта». Под ним композиция вошла в фильм «Дети капитана Гранта» и была издана на пластинке.
Экранизация романа Жюля Верна снималась на «Мосфильме» в 1936 году Владимиром Вайнштоком. Песню про «веселый ветер» исполнили Клавдия Крашенинникова и Ляля Сатеева.Композицию показали публике ещё до выхода фильма, летом 1936-го на страницах газеты «Пионерская правда» были напечатаны ноты и текст песни из «Детей капитана Гранта».
Собственно, писалась она для другого кино. Будущая «Песня Роберта» или «Веселый ветер» родилась на основе одной из 36 вариаций песни к «Цирку».
«Песенка о капитане»
В «Детях капитана Гранта» прозвучало две песни авторского тандема Исаака Дунаевского и Василия Лебедева-Кумача. И обе стали равнозначными хитами.
В соответствии с тематикой фильма для него была написана композиция о «капитане», том самом, что «объездил много стран, раз 15 тонул, погибал среди акул и ни разу даже глазом не моргнул». Звучит она в фильме от лица Жака Паганеля. «Капитан, капитан, улыбнитесь», - запел исполнитель роли Николай Черкасов.
История отважного капитана полюбилась публике. Классический роман великого француза в Советском Союзе экранизировали неоднократно, и эта песня звучала в последующих воплощениях, сохраняя популярность у разных поколений зрителей и слушателей. «Песня о капитане» использовалась в фильме Станислава Говорухина «В поисках капитана Гранта».
А в 1992-м году выпустили мультфильм, названием которого стала строчка из этого хита «Жил отважный капитан», а сама песня – главной музыкальной темой.
На эстраде её исполняли популярные певцы и актеры разных эпох: Муслим Магомаев, Анне Вески, Олег Анфориев и другие.
«Священная война»
В творческой судьбе Василия Лебедева-Кумача оставили след двое носителей фамилии Александров: режиссер Григорий и композитор Александр, чьё имя носит созданным им ансамбль Песни и пляски. Его музыка по сей день звучит на всех официальных мероприятиях. Александр Александров – автор музыки гимна Советского Союза и Российской Федерации на стихи Сергея Михалкова.
Александр Александров неоднократно соавторствовал с Лебедевым-Кумачом. Их творением считается духоподъёмная песня «Священная война», родившаяся в первые дни Великой Отечественной.
«Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой»,
- призывал Василий Иванович в стихотворных строках, сочиненных уже на третий день войны, 24 июня 1941 года, и сразу же опубликованных в печати. Александр Васильевич Александров, прочитав стихи, вдохновился, и ещё через два дня родилась музыка. Такова официальная версия происхождения песни, ставшей одним из «гимнов» военного времени.
Однако, с этой песней не всё так однозначно. В 90-х годах появился журналистский материал, в котором были обнародованы сведения, что Лебедев-Кумач не сочинил, а лишь адаптировал под «советскую реальность» слова песни, написанной ещё в 1916 году и изначально посвященной первой мировой войне. Автором слов и музыки первоисточника назван Александр Боде. Соответственно сомнению подвергалось и авторство композитора Александрова. Внучка Лебедева-Кумача оспаривала сведения, приведенные в публикации, как порочащие честь прославленного поэта-песенника. Однозначных выводов по этому поводу сделано не было, никаких изменений в реестр РАО внесено не было, авторами по сей день значатся Лебедев-Кумач и Александров. Не упомянуть эту песню ввиду её большой значимости – невозможно.
Бонус: «Жить стало лучше»
Бонусом упомяну ещё одно совместное творение Александрова и Лебедева-Кумача.
«Жить стало проще, жить стало веселее»,
- ставшее крылатым выражение восходит к словам руководителя советского государства Иосифа Сталина, произнесенным 17 ноября 1935 года на совещании рабочих и работниц. Слова вождя запечатлел в стихотворных строках Василий Иванович, и они зазвучали песней. Известная композиция Александра Александрова способствовала популяризации выражения, и со временем оно оказалось оторвано от первоисточника.
В послевоенные годы состояние здоровья поэта ухудшилось, писал меньше. Сердце 50-летнего поэта остановилось в феврале 1949. В некрологе в газете «Правда» творчество Василия Ивановича назвали «неотъемлемой частью социалистической культуры»
Есть песни, которые при известных авторах становятся народными. Уже не все помнят и знают, кто их написал, но строки сидят в «подкорке». Сменяются эпохи, строй, музыкальная мода и культурные тенденции, а песня остается, значит, эта песня стала классикой.
Спасибо, что дочитали до конца. Буду рад вашим лайкам и подпискам на канал. Слушайте любимые песни и помните, что разговоры о музыке всегда субъективны, а некоторые обстоятельства и факты музыкальной истории за давностью лет невозможно установить доподлинно.