Не стало Ирины Мирошниченко. Артистки, которая в молодости была иконой стиля, сводила мужчин с ума, но добровольно обрекла себя на одиночество...
Долго не просила о помощи
К сожалению, печальный пример Романа Костомарова так ничему и не научил. Ирина Мирошниченко сгорела за неделю. Сначала почувствовала недомогание - поднялась температура, начался кашель. К врачам обращаться не стала – впервой, что ли, переносить простуду на ногах? Глотала жаропонижающие, но становилось только хуже. Когда поняла, что без врачей не обойтись, было уже слишком поздно.
В больнице актрисы диагностировали тяжелую форму гриppа и целый букет осложнений: пнeвмoния, трoмбoением, коварная инфeкция медленно пожирала ее изнутри. Вдобавок ко всему, очередное КТ выявило у нее новooбразование в мозгу…
Несмотря на катастрофическое состояние, артистка заверила дозвонившихся до нее журналистов, что с ней все в порядке. Да и в родном МХТ им. Чехову, которому она отдала 57 лет, были уверены: выкарабкается.
- В 80-х годах Ира попала в stрашную aвaрию, - вспоминает бывшая завтруппой Татьяна Бронзова. - У нее был поврежден позвоночник. После этого она ходила в корсете. Преодолевая постоянные боли в спине, играла на сцене. Она очень сильный человек.
Но в рeaнимации у Ирины Петровны остановилось сeрдцe. Его удалось завести, но оставшиеся до кoнчиnы несколько дней народная артистка уже не приходила в сознание. Мирошниченко скончалась от пoлиoрганнoй недостаточности, вызванной сeптичeским шokoм. Так проявляет себя инфекция - ткани практически перестают пропускать кислород, а aртeриaльное давление падает до критических отметок. Врачи оказались бессильны перед агрессивной болезнью. За 10 дней до смерти народной артистке исполнился 81 год…
«Женила на себе»
В последний путь артистку провожали коллеги и поклонники. И - никого из близких. Ни мужей, ни детей. Ирина Мирошниченко трижды была замужем. Ее первым супругом стал драматург Михаил Шатров. Он читал лекции в вечерней студии при Московском театре им. Ленинского комсомола, где старшеклассница Ира постигала первые тонкости авторского мастерства. Несмотря на 9 лет разницы, мужчина начал ухаживать за девушкой. Позже артистка утверждала, что в его действиях не было ничего предосудительного - он даже не позволял себе оставаться с ней наедине. Но когда ей исполнилось 18, они поженились. Мирошниченко тогда уже была первокурсницей школы-студии МХАТ. По одной версии, Шатров боялся, что хорошенькую студентку могут увести, а потому и торопился со свадьбой. По другой – все было наоборот.
- Мирошниченко женила на себе Шатрова, когда училась на первом курсе, - утверждал в свое время ее педагог Всеволод Шиловский. - Точно знаю, что Миша не горел желанием связывать себя узами брака, но Ира как-то его убедила.
На третьем курсе Мирошниченко забеременела. Впереди - съемки в долгожданном первом фильме «Я шагаю по Москве». А у нее – токсикоз.
- Миша сказал: «Иди, делай aбoрт и работай». Он знал, как для меня это важно. Мы строили свою жизнь и потом не разговаривали о том поступке, - откровенничала артистка.
12 лет Мирошниченко и Шатров были вместе. Он гулял от нее, а она знала и закрывала глаза. Пока однажды сама не нырнула в пучину страсти.
«Едва не наложил на себя руки»
С литовским режиссером Витаутасом Жалакявичюсом ее свели сьемки фильма «Это сладкое слово — свобода!» Увлеклись друг другом не смотря на то, что у обоих были семьи. Воздух вокруг них был буквально наэлектризован. Он сделал ей предложение еще до того, как сообщил о разводе своей жене. А она после этих слов с порога заявила Шатрову, что уходит. Но страсть между Мирошниченко и Жалакявичюсом погасла раньше, чем затихли крики «Горько!» на их свадьбе. Скандалы с оскорблениями стали привычными для их семьи. Актриса продержалась всего несколько месяцев. Позже она часто сравнивала Витаутаса с первым мужем, которого называла мягким, добрым, умным, понимающим. С горечью признавалась:
- Я не испытывала к Шатрову ни большой любви, ни страсти. Но мне с ним было хорошо. Жалею, что не сохранила наш брак.
О своей жизни с третьим мужем актером Игорем Васильевым она вспоминать не любила. Хотя расстались друзьями. Но коллеги шептались, что кровушки она ему выпила изрядно. Мужчина мечтал о детях. Но Ирина Мирошниченко была слишком зациклена на карьере.
- У меня было огромное количество репетиций, спектаклей, - оправдывалась она. - Я играла 29 спектаклей в месяц. Это круглосуточная работа. Еще при этом я сажусь вечером в поезд и еду в Ленинград сниматься. У меня более 60 фильмов. Это невозможно - прекратить все и заняться семейной жизнью. Мы не могли себе позволить такую роскошь – ребенка. Я думала, что дети будут когда-нибудь потом.
Статус замужней женщины не помешал Мирошниченко закрутить с худруком театра Олегом Ефремовым. Этот роман наделил ее абсолютной властью – у нее была лучшая гримерка и роли в главных спектаклях. А Васильев знал об этом и страдал.
- Такого замечательного, умного, красивого, благородного, талантливого мужика едва не довела до того, что он хотел наложить на себя руки, - горячился в одном интервью Шиловский.
Через пять лет Васильев подал на развод…
Была бы другая жизнь
Когда Ирина Мирошниченко снова стала свободной, ей было всего 38. Замуж больше не вышла, хотя многие добивались ее расположения. Ее «ненашенская» внешность и характерный тембр голоса действовали магически на мужчин. От ее героини в «Тайнах мадам Вонг» вообще невозможно отвести глаз.
Но никому не удалось затащить роковую блондинку в загс. Никого из любовников близко к себе не подпускала, чтобы потом не было больно… Да и не сомневалась, что успеется.
- Была уверена, что вся жизнь впереди, что я вечно буду молодой, что все будет хорошо. Вот так, к сожалению, - однажды с горечью бросила она.
Она жила в апартаментах на Тверской, в центре Москвы, под присмотром помощницы по хозяйству. В вое время выкупила всю коммуналку, в одной из комнат которой прошло ее детство, и превратила ее в роскошную «трешку». Еще одну квартиру, доставшуюся от матери, сдавала. Не бедствовала, хотя в театре уже год не играла, а из кино ушла около 10 лет назад. Много времени проводила в просторном особняке в подмосковной Опалихе. Там же часто принимала журналистов, которые как огня боялись ее характера. Если приходилось ехать на съемки, она требовала только люксовые авто. И запросто могла отказать, если коврик в машине был недостаточно чистый…
При жизни Мирошниченко боялась составлять завещание – считала это дурным знаком. Пока неизвестно, кому отойдут драгоценные квадратные метры и накопления, счет которых, по слухам, идет на миллионы. Из мужей никого нет в живых. Крестница, последний близкий человек, умeрla несколько лет назад. Если к нотариусу народная артистка так и не обратилась, а наследники не объявятся, то все отойдет государству.
На склоне лет Ирина Мирошниченко каялась, что лишила себя радостей материнства:
- Мне очень жаль, что я не сумела совместить одно с другим. Если бы я начинала жизнь сначала сегодня, я бы построила ее совершенно по-другому...