Найти в Дзене

Похоронить карьеру ради семьи? Не торопитесь. Не всё так просто

Итак, в 1633 году Юдит Лейстер принимают в гильдию св.Луки Хаарлема. На языке того времени это означало вполне официальное призвание профессиональной художницей. Некоторые даже утверждают, что она была первой женщиной в гильдии. Но, это неверно. Первой была Сара ван Балберген, принятая в 1631 году (к сожалению, её работы до нас не дошли). Вполне возможно, что «дипломной» работой Юдит, принёсшей ей официальный титул, был тот самый автопортрет, который мы уже видели. Я могу согласиться с этой точкой зрения, так как автопортреты обычно писались правдивыми и для себя. Вряд ли Юдит писала маслом в «парадной форме», тем более, с таким-то воротником. Перед нами типичный «презентационный» вариант. В 1635 году Юдит выходит замуж (25 или 26 лет, довольно поздно по тем временам). Супруг - Ян Минсе Моленар, моложе её на 1 год или на несколько месяцев (1610 год рождения). Он тоже художник, причём, с рыночной точки зрения более успешный чем Юдит. Работает в том же жанре – весёлые и ироничные сюжеты

Итак, в 1633 году Юдит Лейстер принимают в гильдию св.Луки Хаарлема. На языке того времени это означало вполне официальное призвание профессиональной художницей. Некоторые даже утверждают, что она была первой женщиной в гильдии. Но, это неверно. Первой была Сара ван Балберген, принятая в 1631 году (к сожалению, её работы до нас не дошли). Вполне возможно, что «дипломной» работой Юдит, принёсшей ей официальный титул, был тот самый автопортрет, который мы уже видели.

1
1

Я могу согласиться с этой точкой зрения, так как автопортреты обычно писались правдивыми и для себя. Вряд ли Юдит писала маслом в «парадной форме», тем более, с таким-то воротником. Перед нами типичный «презентационный» вариант.

В 1635 году Юдит выходит замуж (25 или 26 лет, довольно поздно по тем временам). Супруг - Ян Минсе Моленар, моложе её на 1 год или на несколько месяцев (1610 год рождения). Он тоже художник, причём, с рыночной точки зрения более успешный чем Юдит. Работает в том же жанре – весёлые и ироничные сюжеты, групповые портреты.

Ян Минсе Моленар. Автопортрет. 1640:

2
2

И вот с этого момента нам почти неизвестны работы Юдит Лейстер. Есть пара каких-то книжных иллюстраций и две сомнительные по атрибуции поздние картины. Всё. Как отрезало. У супругов родилось пятеро детей (правда до совершеннолетия дожили только двое, но это «мелочи»). Я уже предвижу скупую слезу и восторженные аплодисменты борцов за «традиционные ценности». Вот она! Жизнь «настоящей женщины»! Похоронить свою блестящую карьеру в 25 лет ради пяти родов. Пример и назидание во веки вечные. Сейчас из каждого утюга несутся утверждения о том, что именно так и должна поступать любая женщина (вот только вопрос, кому должна?).

Увы, действительность разбивает сказку, сочинённую бабками в платочках и умиляющую депутатов. Юдит Лейстер и не думала отказываться от карьеры. Как же ей удалось всё совместить?

Ян Минсе Моленар. Автопортрет с семьёй (другой вариант названия – Музицирующее семейство):

3
3

Ответ – прост. Как я уже сказал, муж художницы Ян Минсе Моленар тоже был художником, и весьма успешным. Более того, у него имелась неплохая клиентура в Амстердаме, городе более богатом, чем Хаарлем. Туда-то супруги и перебрались, через какое-то время после свадьбы и …

стали работать совместно. В прямом смысле. Всё как у классиков. Один бегает по заказчикам, другой (другая) стережёт картину, чтобы не украли конкуренты. Нафинг персонал, джаст бузинесс.

Что получилось в итоге? Покажу в следующей части

Начало истории здесь и здесь