Найти тему
INTRESTORY

Челноки - самые богатые люди 90-х после олигархов, которые обували и одевали Россию ценой своего здоровья и жизни.

Оглавление

Развал советского союза, вместе с развалом уже российской экономики в начале 90х годов, привёл к резкому падению доходов населения и, как говорят сегодня, падению уровня жизни в целом. Однако, параллельно с этим, для населения открылись возможности заниматься индивидуальным предпринимательством, а также выезжать за границу. В это же время, сохранялся дефицит товаров широкого потребления внутри страны, однако, за рубежом всех этих товаров было полно.

Фото взято из открытых источников
Фото взято из открытых источников

Такие обстоятельства привели к вовлечению широких слоёв общества в массовую торговлю, принцип которой был прост, как и всегда «купи подешевле - продай подороже». Ну а в нашем случае, всё это дополнялось ещё и поездкой за рубеж, где товар «за дёшево» покупался, а позже возвращением домой, где этот самый товар «за дорого» продавался. В какие страны ездили челноки на шопинг?

Польша - вариант для челнока «средней руки»

Одной из первых стран, которую для себя открыли челноки - была Польша. Причём, в таком случае, торговать можно было в обе стороны. Из России челноки с собой везли то, что можно было закупить у нас - инструменты, свёрла, пилы, краску, икру, различные игрушки и школьные тетрадки.

Фото взято из открытых источников
Фото взято из открытых источников

Всё это продавалось на рынке в Варшаве за злотые (польская национальная валюта), а после, закупались уже местными товарами (хотя они могли быть привезёнными из других стран). Из Польши возили очень широкий спектр товаров народного потребления - от нижнего белья до электробритв и машинок для стрижки волос.

Чтобы войти в челночный бизнес и поехать в Польшу, необходимо было в районе 2000 - 3000 долларов - на дорогу и закупки. Мелкие турфирмы быстро почувствовали спрос и начали организовывать поездки. Челноки ехали сначала поездом до белорусско-польской границы, а после - на автобусе.

Фото взято из открытых источников
Фото взято из открытых источников

Прибыль была колоссальная - на один потраченный доллар, можно было выручить целых три. Однако, про эту прибыль знали не только челноки, но и криминальные элементы. У последних было несколько вариантов поживиться на челноках: ограбить их на территории России по пути в Польшу, на обратном пути, а после, когда торговец уже всё привёз и разложился на рынке в Москве или другом городе, выманивать у него долю за «крышу».

Фото взято из открытых источников
Фото взято из открытых источников

Причём грабили как автобусы, так и поезда. Если с автобусами всё понятно - под угрозой автоматом автобус останавливают на обочине где-нибудь в глухом месте, а после у челноков вежливо или не очень просят около ста долларов. Причём сто долларов - это ещё весьма гуманная сумма, которую торговец не против отдать, чтобы избежать проблем.

Бандитам же также прекрасно понятно, что лучше просить не слишком много, чтобы человек спокойно отдал. Однако бывали и те, кто «заряжали» суммы, близкие к бюджету всей поездки человека. С несогласными, как правило, жестоко расправлялись.

И если вы думаете, что поезд для челноков был безопасным местом, то вы сильно ошибаетесь. Однажды, банда грабителей из пяти человек ворвалась в поезд, пригрозили начальнику поезда пистолетом, отняли ключи от купе у проводников и ураганом пронеслись через 9 вагонов, по итогу награбив на 10 000 долларов и 44 миллиона рублей.

Фото взято из открытых источников
Фото взято из открытых источников

Одежда - из Китая и Турции

Если Польша была источником, что называется, всего и понемногу, то есть из неё можно было привезти и одежду, и бытовые товары, и электронику, то в других странах специализировались на чём-то конкретном. Поскольку очень большой барыш давала именно торговля одеждой, то помимо Польши, челноки также устремлялись в Турцию и Китай.

Фото взято из открытых источников
Фото взято из открытых источников

В этих странах можно было всё также по дешёвке отовариться свитерами, куртками, пуховиками, пальто, штанами (в том числе джинсами), шортами, майками, футболками, сумками, кроссовками, ботинками, сапогами и много чем ещё. Положительное влияние челноков ощутила на себе тогда турецкая экономика.

Огромная доля всей легкой промышленности Турции, в середине 90-х, работала чисто на челноков из России. А тем временем в Москве тогда функционировало 200 рынков, где, по меньшей мере, 100 тысяч человек были заняты сбытом привезённой продукции. Примерно каждый второй москвич тогда носил одежду, привезённую челноками из Китая или Турции.

Фото взято из открытых источников
Фото взято из открытых источников

К слову, эти страны были, можно сказать, первой ступенькой в карьере челнока. Поездка в них стоила не так дорого - начать можно было с 500 долларов. Купленный товар набивался в известные клетчатые сумки, которые позже грузились на борт самолётов и поездов. Один челнок мог тащить на себе 160 - 240 килограмм. Иногда к делу привлекались помощники, задача которых заключалась таскать всё это дело за небольшую плату. Некоторые из таких помощников позже уже становились самостоятельными челноками, накопив необходимый капитал.

Также, ближе к концу 90-х, челноки открыли для себя ещё и Италию с её премиальными брендами.

Для особо продвинутых - электроника из ОАЭ и Южной Кореи

Если с одеждой и другим ширпотребом разобрались, то остаётся ещё одно направление «челночничества» - поездки в Объединённые Арабские Эмираты и Южную Корею за электроникой: VHS-проигрывателями, видеомагнитофонами, телевизорами, аудиосистемами и так далее.

Фото взято из открытых источников
Фото взято из открытых источников

Такие поездки стоили уже дороже, а также приносили меньше денег. Скажем, средняя поездка в ОАЭ стоила в районе 6000 - 7000 долларов, а прибыли приносила всего 50%, то есть в районе 3000 - 3500 долларов за поездку. Однако, это уже было куда более статусно.

Закат эпохи челноков

Ещё с начала 90-х, стали появляться компании, которые вели деятельность оптовых импортеров, то есть товары доставлялись не в клетчатых сумках в руках челноков, а в контейнерах. Однако, в таком случае, им необходимо было платить таможенные пошлины и налоги. Челнокам же было проще - некоторые страны позволяли беспошлинный ввоз и вывоз товаров, ну а с нашей таможней всегда можно было так или иначе договориться.

Гайки стали закручивать к концу 90-х годов, когда та же Польша ужесточила пропускной режим на границе. Также ситуация обострилась после дефолта 98-го года, когда доллар вырос в три раза и возить товары из других стран стало невыгодно - теперь население их не могло купить.

Фото взято из открытых источников
Фото взято из открытых источников

Тогда же стали закрываться магазины и предприятия Турции, которые были заточены под российских челноков, а их открылось очень много с развала Советского Союза. В конце концов, стало появляться больше международных компаний, которые и по сей день держат импорт заграничных товаров в Россию. К слову, многие из них были основаны бывшими челноками, ныне же они - преуспевающие бизнесмены. Хотя принцип остался всё тот же - «купи дешевле, продай дороже».

Дорогие читатели, благодарю за вас за прочтение данной статьи! На канале «INTRESTORY» выходят интересные материалы каждый день, поэтому, прошу вас поддержать проект вашей подпиской и лайком!

Спасибо за внимание!