Развал советского союза, вместе с развалом уже российской экономики в начале 90х годов, привёл к резкому падению доходов населения и, как говорят сегодня, падению уровня жизни в целом. Однако, параллельно с этим, для населения открылись возможности заниматься индивидуальным предпринимательством, а также выезжать за границу. В это же время, сохранялся дефицит товаров широкого потребления внутри страны, однако, за рубежом всех этих товаров было полно.
Такие обстоятельства привели к вовлечению широких слоёв общества в массовую торговлю, принцип которой был прост, как и всегда «купи подешевле - продай подороже». Ну а в нашем случае, всё это дополнялось ещё и поездкой за рубеж, где товар «за дёшево» покупался, а позже возвращением домой, где этот самый товар «за дорого» продавался. В какие страны ездили челноки на шопинг?
Польша - вариант для челнока «средней руки»
Одной из первых стран, которую для себя открыли челноки - была Польша. Причём, в таком случае, торговать можно было в обе стороны. Из России челноки с собой везли то, что можно было закупить у нас - инструменты, свёрла, пилы, краску, икру, различные игрушки и школьные тетрадки.
Всё это продавалось на рынке в Варшаве за злотые (польская национальная валюта), а после, закупались уже местными товарами (хотя они могли быть привезёнными из других стран). Из Польши возили очень широкий спектр товаров народного потребления - от нижнего белья до электробритв и машинок для стрижки волос.
Чтобы войти в челночный бизнес и поехать в Польшу, необходимо было в районе 2000 - 3000 долларов - на дорогу и закупки. Мелкие турфирмы быстро почувствовали спрос и начали организовывать поездки. Челноки ехали сначала поездом до белорусско-польской границы, а после - на автобусе.
Прибыль была колоссальная - на один потраченный доллар, можно было выручить целых три. Однако, про эту прибыль знали не только челноки, но и криминальные элементы. У последних было несколько вариантов поживиться на челноках: ограбить их на территории России по пути в Польшу, на обратном пути, а после, когда торговец уже всё привёз и разложился на рынке в Москве или другом городе, выманивать у него долю за «крышу».
Причём грабили как автобусы, так и поезда. Если с автобусами всё понятно - под угрозой автоматом автобус останавливают на обочине где-нибудь в глухом месте, а после у челноков вежливо или не очень просят около ста долларов. Причём сто долларов - это ещё весьма гуманная сумма, которую торговец не против отдать, чтобы избежать проблем.
Бандитам же также прекрасно понятно, что лучше просить не слишком много, чтобы человек спокойно отдал. Однако бывали и те, кто «заряжали» суммы, близкие к бюджету всей поездки человека. С несогласными, как правило, жестоко расправлялись.
И если вы думаете, что поезд для челноков был безопасным местом, то вы сильно ошибаетесь. Однажды, банда грабителей из пяти человек ворвалась в поезд, пригрозили начальнику поезда пистолетом, отняли ключи от купе у проводников и ураганом пронеслись через 9 вагонов, по итогу награбив на 10 000 долларов и 44 миллиона рублей.
Одежда - из Китая и Турции
Если Польша была источником, что называется, всего и понемногу, то есть из неё можно было привезти и одежду, и бытовые товары, и электронику, то в других странах специализировались на чём-то конкретном. Поскольку очень большой барыш давала именно торговля одеждой, то помимо Польши, челноки также устремлялись в Турцию и Китай.
В этих странах можно было всё также по дешёвке отовариться свитерами, куртками, пуховиками, пальто, штанами (в том числе джинсами), шортами, майками, футболками, сумками, кроссовками, ботинками, сапогами и много чем ещё. Положительное влияние челноков ощутила на себе тогда турецкая экономика.
Огромная доля всей легкой промышленности Турции, в середине 90-х, работала чисто на челноков из России. А тем временем в Москве тогда функционировало 200 рынков, где, по меньшей мере, 100 тысяч человек были заняты сбытом привезённой продукции. Примерно каждый второй москвич тогда носил одежду, привезённую челноками из Китая или Турции.
К слову, эти страны были, можно сказать, первой ступенькой в карьере челнока. Поездка в них стоила не так дорого - начать можно было с 500 долларов. Купленный товар набивался в известные клетчатые сумки, которые позже грузились на борт самолётов и поездов. Один челнок мог тащить на себе 160 - 240 килограмм. Иногда к делу привлекались помощники, задача которых заключалась таскать всё это дело за небольшую плату. Некоторые из таких помощников позже уже становились самостоятельными челноками, накопив необходимый капитал.
Также, ближе к концу 90-х, челноки открыли для себя ещё и Италию с её премиальными брендами.
Для особо продвинутых - электроника из ОАЭ и Южной Кореи
Если с одеждой и другим ширпотребом разобрались, то остаётся ещё одно направление «челночничества» - поездки в Объединённые Арабские Эмираты и Южную Корею за электроникой: VHS-проигрывателями, видеомагнитофонами, телевизорами, аудиосистемами и так далее.
Такие поездки стоили уже дороже, а также приносили меньше денег. Скажем, средняя поездка в ОАЭ стоила в районе 6000 - 7000 долларов, а прибыли приносила всего 50%, то есть в районе 3000 - 3500 долларов за поездку. Однако, это уже было куда более статусно.
Закат эпохи челноков
Ещё с начала 90-х, стали появляться компании, которые вели деятельность оптовых импортеров, то есть товары доставлялись не в клетчатых сумках в руках челноков, а в контейнерах. Однако, в таком случае, им необходимо было платить таможенные пошлины и налоги. Челнокам же было проще - некоторые страны позволяли беспошлинный ввоз и вывоз товаров, ну а с нашей таможней всегда можно было так или иначе договориться.
Гайки стали закручивать к концу 90-х годов, когда та же Польша ужесточила пропускной режим на границе. Также ситуация обострилась после дефолта 98-го года, когда доллар вырос в три раза и возить товары из других стран стало невыгодно - теперь население их не могло купить.
Тогда же стали закрываться магазины и предприятия Турции, которые были заточены под российских челноков, а их открылось очень много с развала Советского Союза. В конце концов, стало появляться больше международных компаний, которые и по сей день держат импорт заграничных товаров в Россию. К слову, многие из них были основаны бывшими челноками, ныне же они - преуспевающие бизнесмены. Хотя принцип остался всё тот же - «купи дешевле, продай дороже».
Дорогие читатели, благодарю за вас за прочтение данной статьи! На канале «INTRESTORY» выходят интересные материалы каждый день, поэтому, прошу вас поддержать проект вашей подпиской и лайком!
Спасибо за внимание!