Перед вами - первая часть большого и обстоятельного интервью с задорным художником Васей Ложкиным, который сегодня, между прочим, именинник, как вы могли заметить по сегодняшней публикации.
Читайте и обязательно возвращайтесь - продолжение выйдет уже завтра!
Начну с банального вопроса. Вы сейчас, пожалуй, один из самых популярных художников в России. Вы когда-нибудь думали о таком успехе, когда только начинали творить?
Честно говоря, я не ощущаю себя успешным. Если б я был артистом - актёром, музыкантом, или футболистом, узнаваемым лицом, ко мне бы подходили люди на улицах, я бы это чувствовал. А так… но недавно мне знакомый прислал прикольную фотку: в Солнечногорске, откуда я родом, на пляже сделали доску почёта со знаменитыми солнечногорцами. Вписали туда и меня. Причём, как обычно написали, какую-то чепуху: “участник выставок в Голландии, Швейцарии”. Я там никогда не участвовал в выставках. Не чувствуется успешности, на самом деле. Но об успехе, конечно, думал. Правда, я не хотел быть художником - я хотел быть рок-звездой. Но так вышло, что зарабатываю рисунками.
Как вы считаете, артисту необходимо настраиваться на успех?
Хороший вопрос. Мне кажется, наоборот. Это, наверное, надо у известных артистов спрашивать (смеется). В моём кругу в основном неизвестные артисты и какие-то не очень удачливые. А они то все на успех настраивались! А потом, когда ты обламываешься, это вгоняет тебя в депрессию. Поэтому, пожалуй, надо настраиваться наоборот на неудачу. У меня есть знакомая девушка - ей сорок лет, а она всё ещё мечтает о великой сцене. Я ей говорю: “Вообще не думай об этом, думай о чём-нибудь другом”. А когда ты себе строишь иллюзии, живёшь в мечтах - это нехорошо. Потом, не достигая этих мечт, люди начинают бухать, грустить. Всё это плохо кончается. Хотя с точки зрения психологии “надо верить в лучшее”. Однако, что касается пути к славе, то думать надо в обратную сторону.
Особенно это заметно в среде рок-музыкантов. Известных музыкантов круг довольно мал, а неизвестных целая армия. И выступают они по кафе на три человека. Отсюда и депрессии, и алкоголь. Есть у меня знакомец - он очень хороший музыкант, но ничего не получается, никто его не знает. Но сидит ждёт, пока к нему спуститься условный Киркоров и скажет: “Давай мы возьмём тебя в наш шоу-бизнес”. Но это так не работает. Самодельные домашние гении должны много работать.
Вам не кажется, что пагубно влияет Интернет и возможность кому-угодно рассказать о своём творчестве всем?
Конечно, это помогает донести своё творчество для широких масс. Но опять же: есть Интернет. Но тебя в Интернете никто не знает. Ты должен быть популярным блоггером, либо про тебя должен рассказывать другой блоггер. Тут должен быть элемент везения, элемент таланта и много чего ещё. Но Интернет, безусловно, помогает. Если раньше, в доинтернетные времена, например, в музыке, всем рулили радиостанции, большие компании, то теперь они, в общем-то, не работают. И ещё один важный факт: молодость. Если тебе за 20, за 30, то всё: бесполезно. Хоть что сделай, не получится. Именно молодёжь двигает эту историю, ходит на концерты и так далее. И молодёжь хочет смотреть на молодёжь. Хотят видеть парня или девчонку своего возраста.
Кем вы мечтали стать в детстве, до того как услышали первую рок-песню?
Я думал стать поваром. Никогда не хотел быть танкистом, космонавтом, пожарным. Не тянуло в эту историю, как всех. Но особо я о таком не думал. Помню, писал в школе сочинение и написал о поваре.
Однажды я одной девочке помог написать дипломную работу. Она была глупая, пришли ко мне с матерью, и я помог написать диплом по борщам. Я обложился учебниками и написал диплом! Конечно, это не институтский диплом - больше похоже на курсовую работу. О разных способах приготовления борща на триста человек - сколько мяса, сколько добавок. Самым сложным было нарисовать чертёж борща, написать схему, что куда кладётся - прям с полями и с прочими условностями, а так как у меня не было черчения в школе, для меня это было сложновато. Так что, можно сказать, я дипломированный борщевед.
Ваше художественное творчество часто относят к направлению “мультреализм”. Вы согласны с этим?
Не совсем. Если строго говорить, по-научному, мультреализм - это “Колдовские художники”. Однажды я говорил об этом с Колей Копейкиным [художник, член художественного объединения "Колдовские художники - прим. П. Пластинина], попросил объяснить. Я-то думал: вот я создаю свою вселенную с некими персонажами, и они почти мультяшные. Я думал, это мультреализм. А у них мультипликационные персонажи - Волк, Заяц, Бэтмен - помещены в нашу действительность, обсуждать современные проблемы. Вот это помещение из одной среды в другую и есть мультреализм. Например, у Копейкина есть картина “Война миров”, где персонажи наших мультфильмов сражаются с персонажами западных - Копейкин художник-баталист, любит битвы рисовать (смеётся).
Но так сложилось, что я с “Колдовскими художниками” близок, творчество похоже, но я не участник этого движения. Это питерская история, питерский “колхоз” в лучшем смысле этого слова, с коллективным решением вопросов, принятием концепций. Я делал пару раз выставки в “Свином рыле” [галерея "Колдовских художников в Санкт-Петербурге - прим. П. Пластинина]. Но всё же я герой-одиночка.
Но если относят меня к мультреализму, пусть так. Я этот термин всё же понимаю, как создание некой мультвселенной: коты, медведи...
У вас были проекты с РЕН ТВ, был клип “Пикника”, “Всё перевернётся”. А не было желания с кем-нибудь скооперироваться и сделать свой мультсериал как отдельное произведение искусства?
Нет. Создание мультфильма - процесс сложный. Там задействовано много народу - сценаристы, режиссёры, аниматоры. Плюс это деньги, чтобы всем им платить. Ну, и где его показывать? Когда человек вкладывает в это деньги, он хочет их как-то вернуть, соответственно это надо продавать - в онлайн-кинотеатр, на телеканал. И ещё одна проблема. У меня были неоднократно переговоры по этому вопросу, но все те, кто хочет делать такой мультфильм, хотят получить права на картинки, чтобы потом продавать сувениры и прочее. Есть какие-нибудь “Смешарики” или “Маша и Медведь”, и большая часть денег приходит с продажи мерча или прав на использование персонажей. А я не хотел это дело кому-то отдавать. К тому же с моей стороны тоже есть люди, которые делают сувениры, зарабатывают на этом. Люди работают, получают зарплату, налоги платят. И если мы отберём у них права на создание этого всего и отдадим какой-нибудь корпорации, эти люди потеряют работу.
Но есть же какой-нибудь Олег Куваев со своей “Масяней”, который делает это фактически в одно лицо.
Есть и такой вариант. Я даже делал пару раз. Но самому мне делать не хочется, потому что это другой стиль мышления. Надо делать одинаковые вещи, а я человек неусидчивый. С кем-то кооперироваться мне не хочется. Со мной не раз проводили переговоры по этому поводу, повторюсь. Но мне это не очень нравится. С теми людьми, с кем мне предлагали это делать, не складывалось. Начинались какие-то договоры, авторские права, а я всё это не люблю. Есть в этом какая-то бухгалтерия, а меня это всегда расстраивает.
Вы бы могли назвать своё искусство авангардным? Как искусство будущего…
Скорее нет. Тут скорее наоборот, классические весёлые картинки, вроде лубка. Предназначение моих картин - висеть на стене. Хотя есть какие-то работы и для интернета, но в первую очередь это способ распространения. И лубок был настенной картинкой: человек ехал на ярмарку, зарабатывал там деньги, а ещё и картинку покупал. Это, конечно, не классический лубок. Может, даже близко к плакатному искусству. Но это, конечно, не авангард, академическое искусство (смеётся).
У вас бывали курьёзные случаи с вашими картинами? Вдруг кто-то приписывал себе ваши работы или пускал слухи о художнике?
Слухом обо мне навалом. Возьмите статью обо мне на “Википедии” - не знаю, кто это писал, но там чушь. Или я в интервью какую-нибудь чушь ляпну, и она так дальше за мной и идёт. А что до картин: мне часто приписывают то, чего я не делал. Часто мои картины переделывают: берут картину, приписывают к ней надпись, которой там не было, меняют подпись, которая была. Это сплошь и рядом. Совсем смешных случаев не припомню. Были не очень приятные. Я много нарисовал картинок и давно этим занят, так что в Интернете много разного. Много левых пабликов из разряда “Вася Ложкин и котики”. А потом мне предъявляют претензии, что в этом паблике кого-то забанили, а я ни сном, ни духом, где что происходит.
Вам не кажется, что в последние десятилетия искусство постепенно превращается в упрощение и переваривание того, что уже было сделано?
И да, и нет. Например, мы с сыном любим ходит в филармонию. Если говорить о классической музыки, она довольно дорогая - инструменты дорогие, учится долго надо. Но она всё ещё пользуется большой популярностью. Если мы смотрим на это из Интернета, где ВК или Яндекс подкидывает нам “новый модный трек”, то конечно, вся классика от тебя далеко. Кажется, что всё убогое. Но культура - она очень разная. Вот Эрмитаж - там постоянно куча народу. А насчёт самоповторов: это эпоха постмодерна, в которой мы пребываем. Приведу яркий пример: недавно один молодой человек 15-ти лет прислал мне текст и сказал: “Вам, наверное, сложно будет его воспринимать. Это набор современных архетипов”. Я читаю этот текст и понимаю, что это текст Задорнова, который написан 150 000 лет назад - про иностранного агента Джона Кайфа. Я его слышал, ещё будучи школьником. Но только у парня было написано не от первого, а от второго лица: “ты - агент Джон Кайф” и так далее. Вот он, типичный постмодерн. Сейчас, кстати, ренессанс у группы “Король и Шут”. Школьники сходят с ума. Видел в рок-магазине малыша лет семи с бабушкой, с причёской, как у Горшка, который требовал бандану “Король и Шут”. То же самое со многими тогдашними музыкантами, которые теперь молодёжью “переизобретаются”. Если говорить о кино, то там вообще ремейк на ремейке. Вообще, если отматывать вглубь, мы обнаружим, что сюжетов не так уж и много. Всё уходит куда-нибудь к шумерам или в древний Египет. Всё новое - хорошее забытое старое.
Можно ли сказать, что сейчас артисту невозможно придумать чего-то по-настоящему оригинального?
Такой вопрос можно было бы задать сто лет назад и человек тогда сказал бы: да, ничего нового не придумаешь. Как у Пелевина, два сюжета: путешествие и взятие крепости (улыбается) Но всегда найдётся место для интересной интерпретации, компиляции. Вот я, например: я не стремлюсь чего-то нового придумать. Работаю с вечными ценностями: любовь, ненависть, страх, пьянство, взаимоотношения между людьми - это было до нас, будет через 100 лет после нас. Пока инопланетяне не прилетят, будем так жить.
К разговору о вечных ценностях. Ваше творчество часто политизируют, а вы от этого открещиваетесь. Можно ли сказать о вашем творчестве, что иногда сигара - это просто сигара?
Да. Дело в том, что мы живём в политизированном обществе, в политизированном интернете. Человек думает о чём-то политическом прямо сейчас, и он подгоняет картинку под свои мысли, под новости. А по-большому счёту, иногда сигара - это просто сигара.
Можно ли назвать вас художником-панком?
Отчасти. Сейчас я уже немолодой, и к дичи и трэшу, которые во мне бурлили раньше, меня сейчас не несёт. Но изначально, конечно, панк толкнул меня на это дело. Панк-музыка, панк-культура сопряжены с каким-то странным юмором, это смеховая культура во многом. А сейчас… ну какой панк, мне уже не солидно.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ!..
Если вам понравился материал, приглашаю вас общаться в мои социальные сети и оценить одну из предыдущих публикаций. Вы очень обяжете меня, если поставите "лайк", подпишитесь на канал и поделитесь материалом с друзьями.
Новая статья выйдет уже очень скоро!
А потому - не прощаюсь!..
© Павел Пластинин
#интервью #эксклюзив #васяложкин #художник #музыка #рок #статьи #дзен #телевидение #картины