Сегодня, продолжая наше путешествие по тайнам Северной столицы, я приглашаю вас обратить внимание на ещё один величественный объект – Александровскую колонну. Этот памятник в стиле ампир возвышается на Дворцовой площади и является неотъемлемой частью истории города. Александровская колонна в Санкт-Петербурге действительно является уникальным архитектурным чудом и вызывает множество вопросов о ее конструкции и свойствах. Как можно было создать такое великолепие в XIX веке без современных технологий? Огромный гранитный монолит, установленный на постамент в те времена, представляет собой загадку для современных инженеров.
Все мы знаем, что Александровская колонна была возведена в 1834 году по указу императора Николая I в память о победе его брата Александра I над Наполеоном. Этот величественный монумент олицетворяет подвиг и славу российского народа, его сплоченность и силу. Этот монументальный 47-метровый столп из красного гранита по праву считается одним из символов Петербурга. Он возвышается в самом центре Дворцовой площади уже почти 200 лет. И за эти годы колонна не раз заставляла горожан и гостей города задуматься о своем таинственном происхождении.
Согласно официальной версии, гранит для колонны добывали в Финляндии, а затем перевезли в Петербург и обработали всего за два года. Причем из огромного квадратного блока якобы высекли идеально круглую колонну с эффектом энтазиса - плавным утоньшением кверху. Получилось настоящее чудо геометрии и инженерного искусства!
Однако каким образом это было сделано - непонятно. Ведь речь идет о 600-тонной глыбе твердейшего гранита! Размеры колонны тоже впечатляют - высота 25 метров, диаметр около 4 метров. При этом никаких документов о применявшихся инструментах и технологиях обработки камня не сохранилось.
За всеми официальными цифрами скрывается немало увлекательных подробностей. Например, взгляните на высоту фигуры ангела, который венчает колонну – более 4 метров. Представьте, какая мастерская работа была вложена в создание этой невероятно детализированной фигуры. А как насчет массы гранитного ствола колонны – более 600 тонн? Поднимать такую огромную массу в 1832 году – это был поистине героический подвиг. Именно о таких моментах в истории создания колонны стоит помнить, чтобы оценить всю сложность и тщательность работ.
Сам монтаж колонны в 1832 году выглядит фантастическим. История её возведения заставляет задуматься о мастерстве и упорстве людей, которые создавали этот великолепный монумент. Под руководством купцов Яковлевых, отца и сына, была организована сложнейшая операция по выломке гранита, его обработке и перевозке. Деревянные леса, кабестаны, тысячи работников – все это слилось в единую симфонию труда и таланта, которая закончилась установкой колонны. Этот гранитный монолит массой более 600 тонн был установлен всего за полтора часа! Для этого возвели сложные деревянные леса и использовали 60 кабестанов, которые крутили около 2000 человек.
Площадь подошвы этой колонны – это площадь стандартной кухни в многокомнатной квартире. Стоит принять во внимание, что в то время не было современных кранов и машин, но несмотря на это мастера смогли не только создать, но и установить эту колонну в самом сердце Петербурга.
Представляете, какой невероятный подвиг инженерной мысли! В наши дни подобное сооружение монтировали бы месяцами, привлекая мощные краны и специальную технику. А тут вручную, без всяких механизмов, за полтора часа водрузили на постамент 600-тонный монолит!
Колонна стоит на усеченном конусе и ее края свисают, позволяет ей подвижно реагировать на различные воздействия, такие как ураганные ветры, подземные толчки и температурные изменения. Это может быть одним из ключевых факторов, обеспечивающих ее устойчивость и долговечность. Каким образом из гранитного блока, имеющего квадратное сечение, удалось сделать идеально круглую колонну? Какие технологии позволили создать утонченные формы, которые мы можем видеть сегодня? Странным образом, процесс создания энтазиса - визуального иллюзионного эффекта, сквозь который верх колонны кажется тоньше, чем внизу - остается загадкой. Каким образом десятки пар рук могли дать жизнь этому феномену без соответствующих инструментов? Почему, несмотря на бурное развитие технологий, мы так и не смогли достичь уровня мастерства, который позволил создать этот произведение искусства?
Что касается материала, из которого сделана колонна, официальные источники указывают, что она изготовлена из красного гранита. Гранит – это очень твердый и прочный материал, который способен выдерживать большие нагрузки и изменения внешних условий. Однако, процесс обработки гранита и создания из него такой монументальной колонны действительно вызывает удивление. Возможно, в прошлом существовали техники и методы обработки гранита, которые мы сегодня не можем полностью воссоздать или понять.
Николай I, оценивший великолепный результат, не мог скрыть своего восхищения. "Монферран, вы себя обессмертили!" – сказал император, говоря об архитекторе Огюсте Монферране, создателе памятника. И действительно, этот памятник стал не только символом победы, но и воплощением долгих месяцев труда и творчества.
Однако, как мы знаем, история – это сложный пазл, и порой между кусочками могут возникнуть пробелы, заполняемые предположениями и теориями. Все эти вопросы о создании монумента – от добычи и обработки камня до уникальных технических решений – действительно остаются загадкой. Без документов, которые бы уточнили каждый этап её возведения, нам остаётся место для множества теорий.
Сохранившийся альбом г-на Монферрана, где нарисованы все этапы изготовления, транспортировки, установки колонны, действительно может предоставить нам уникальный взгляд на технические аспекты создания монумента. Этот альбом, содержащий рисунки и изображения, является своего рода "окном в прошлое", позволяющим нам увидеть, как шли работы по созданию колонны.
Но даже имея этот альбом, остаются без ответов многие вопросы. Каким образом камень был добыт и обработан? Какие инструменты использовались для формирования колонны? Какие методы позволили добиться совершенно точной и гладкой поверхности? Эти вопросы остаются, как можно выразиться, "без намека, пол-намека".
Давайте рассмотрим возможный сценарий. Возможно, мастера и инженеры того времени использовали инновационные методы, которые в наше время могут показаться невероятными. Например, мы можем представить, что использовалась система блоков и рычагов, позволяющая поднимать и манипулировать каменными элементами. Может быть, существовали специальные механизмы для вращения и обработки больших камней.
Стоит также рассмотреть возможность, что в процессе изготовления и в ходе монтажных работ использовались технологии, которые были передавались из поколения в поколение, но не были задокументированы в письменной форме.
Правда заключается в том, что даже с альбомом Монферрана и другими доступными данными мы не можем утверждать с полной уверенностью, каким образом создавалась Александровская колонна. Она остается загадкой и вызывает восхищение перед мастерством и инженерной мыслью тех времен. В нынешнее время создать нечто подобное вызовет громадное затруднение. В современной России на стезе строительства процветает лишь строительство человейников, будущая судьба которых - превращение в гетто, о чём я писал ранее - > здесь.
Возможно, часть этой парадоксальной ситуации можно объяснить необходимостью сохранения "корпоративных секретов" своего времени. В деле создания уникальных архитектурных и инженерных решений может существовать своего рода профессиональная "эксклюзивность", и технологии могли храниться как часть знаний, передаваемых устно от поколения к поколению.
Стоит также отметить, что архивы могли быть утрачены в ходе войн и конфликтов. Например, Санкт-Петербург пережил Первую и Вторую мировые войны, а также различные революционные события. Эти события могли повлиять на хранение и передачу документации.
Всё это не укладывается в голове и заставляет усомниться в официальной версии событий. Возможно, технологии обработки камня в то время были более продвинутыми, чем мы думаем. А может, и вовсе колонна гораздо древнее, чем начало 19 века?
Во всяком случае, для меня как петербуржца Александровская колонна остается овеянной тайнами и легендами. Этот монументальный гранитный столп будто явился к нам из глубин веков, чтобы хранить загадки прошлого и восхищать потомков.
И пусть споры вокруг его создания не утихают, а только подогревают интерес к этому удивительному памятнику. А для меня Александрийский столп навсегда останется символом величия и загадочности любимого города. И буду радоваться каждой новой прогулке на Дворцовую площадь, где она установлена.
И кстати, немногие об этом знают, но под Дворцовой площадью, примерно на глубине 1,5 метров закопана вторая колонна. Точная копия установленной. Расположена она по направлению к Атлантам Нового Эрмитажа. Прочитать об этом можете - здесь.
Вот такие мысли и чувства вызывает у меня, петербуржца, наша знаменитая Александровская колонна. Конечно, это лишь субъективное личное мнение, но я решил им поделиться. Буду благодарен, если вы тоже выскажете свои соображения в комментариях. А тайна происхождения колонны пусть еще долго будоражит умы и воображение горожан и гостей Санкт-Петербурга!
Рядом есть еще очень интересное зрелище - это Атланты Эрмитажа. Которые появились там благодаря таланту выдающегося скульптора Александра Теребенёва. Почитать подробнее о них, об истории возникновения, тайнах и поверьях связанных с ними можете -> здесь.