Реставратор Светлана Севастьянова отвечает на десять вопросов о её профессии, говорит о важности каждого предмета и его правильном восстановлении. А также о внимании к деталям, которое помогает специалистам и посетителям выставок.
Почему Вы решили стать реставратором?
В моей истории жизни это не было осознанным решением. Меня привело в реставрационное отделение художественного училища стечение многих обстоятельств, но я бесконечно рада, что так случилось.
На реставрации каких предметов Вы специализируетесь и почему выбрали именно такое направление?
Я специализируюсь на реставрации бумаги. Опять-таки говорить о выборе не приходится, мое любимое дело само меня нашло. Просто по завершению обучения мне предложили работать в реставрации графики Государственного Эрмитажа, и это предопределило мою дальнейшую профессиональную жизнь.
Где обучают реставраторов?
Сейчас очень много таких учебных заведений: из старейших ВУЗов в Санкт-Петербурге, конечно, Академия художеств, затем открылись кафедры в Академии им.А.Л.Штиглица, СПбГУ и другие. В системе СПО также несколько учебных заведений, все время появляются новые отделения, но могу о каких-то и не знать. Училище Н.К.Рериха отметило несколько лет назад 50-летие реставрационного отделения, здесь готовят реставраторов картин, икон, графики и золочения.
Какие качества важны для реставратора и реставрации?
Главные принципы реставрации - не навреди и обратимость. А для реставратора – любовь к своему делу и каждому экспонату, попадающему в его руки.
Как меняется реставрация с течением времени на Ваш взгляд?
Со временем реставрация становится более деликатной, все больше внимания уделяется вопросам консервации и хранения, что немаловажно.
Почему Вы решили стать реставратором?
В моей истории жизни это не было осознанным решением. Меня привело в реставрационное отделение художественного училища стечение многих обстоятельств, но я бесконечно рада, что так случилось.
На реставрации каких предметов Вы специализируетесь и почему выбрали именно такое направление?
Я специализируюсь на реставрации бумаги. Опять-таки говорить о выборе не приходится, мое любимое дело само меня нашло. Просто по завершению обучения мне предложили работать в реставрации графики Государственного Эрмитажа, и это предопределило мою дальнейшую профессиональную жизнь.
Где обучают реставраторов?
Сейчас очень много таких учебных заведений: из старейших ВУЗов в Санкт-Петербурге, конечно, Академия художеств, затем открылись кафедры в Академии им.А.Л.Штиглица, СПбГУ и другие. В системе СПО также несколько учебных заведений, все время появляются новые отделения, но могу о каких-то и не знать. Училище Н.К.Рериха отметило несколько лет назад 50-летие реставрационного отделения, здесь готовят реставраторов картин, икон, графики и золочения.
Какие качества важны для реставратора и реставрации?
Главные принципы реставрации - не навреди и обратимость. А для реставратора – любовь к своему делу и каждому экспонату, попадающему в его руки.
Как меняется реставрация с течением времени на Ваш взгляд?
Со временем реставрация становится более деликатной, все больше внимания уделяется вопросам консервации и хранения, что немаловажно.
Как сейчас обучают реставраторов?
Все обучение складывается из большого объема теоретического материала: надо понимать с какими материалами ты работаешь, какие у них свойства. И, конечно, очень большое количество практических часов, без которых нельзя в полной мере освоить нашу профессию.
Что самое интересное в работе реставратора?
Самое интересное это видеть, как в твоих руках происходит преображение исторического предмета, как из-под различных наслоений или последствий бытования появляется первоначальный облик.
Как на Ваш взгляд можно привлечь внимание посетителя музея к реставрации? Это может быть только выставка или возможны какие-то другие пути?
В век цифровых технологий можно было снабжать экспонаты, например, QR-кодами, где можно было бы узнать о процессе реставрации.
Какой предмет из запланированных для готовящейся выставки для Вас как для профессионала самый интересный и почему?
Мой любый предмет на выставке - Коробка из-под папирос
Санкт-Петербург, Россия. Нач. XX в. Бумага, печать. 1,0 × 4,5 × 9,4
Для работы с ней надо было составить заново методику работы, планировать каждый этап: это было очень увлекательно. Ведь, чтобы устранить все деформации необходимо полностью разобрать послойно всю коробочку, провести реставрацию каждого слоя: бумаги и картона, а потом собрать все воедино.
Чтобы Вы посоветовали посетителю выставки «Научная реставрация»?
Увидеть важность реставрации для сохранения нашей истории даже в мелочах и понять, что не бывает неважной реставрации, каждый предмет достоин самого пристального внимания и профессионального отношения.
Как сейчас обучают реставраторов?
Все обучение складывается из большого объема теоретического материала: надо понимать с какими материалами ты работаешь, какие у них свойства. И, конечно, очень большое количество практических часов, без которых нельзя в полной мере освоить нашу профессию.
Что самое интересное в работе реставратора?
Самое интересное это видеть, как в твоих руках происходит преображение исторического предмета, как из-под различных наслоений или последствий бытования появляется первоначальный облик.
Как на Ваш взгляд можно привлечь внимание посетителя музея к реставрации? Это может быть только выставка или возможны какие-то другие пути?
В век цифровых технологий можно было снабжать экспонаты, например, QR-кодами, где можно было бы узнать о процессе реставрации.
Какой предмет из запланированных для готовящейся выставки для Вас как для профессионала самый интересный и почему?
Мой любый предмет на выставке - Коробка из-под папирос. Для работы с ней надо было составить заново методику работы, планировать каждый этап: это было очень увлекательно. Ведь, чтобы устранить все деформации необходимо полностью разобрать послойно всю коробочку, провести реставрацию каждого слоя: бумаги и картона, а потом собрать все воедино.
Что бы Вы посоветовали посетителю выставки «Научная реставрация»?
Увидеть важность реставрации для сохранения нашей истории даже в мелочах и понять, что не бывает неважной реставрации, каждый предмет достоин самого пристального внимания и профессионального отношения.