Найти в Дзене
Кинолюбитель

Носферату, симфония ужаса (1922)

Оглавление

Рецензия также размещена на моей странице на Кинопоиске:
Ссылка на профиль Кинопоиска -
https://www.kinopoisk.ru/user/14240401/comments/

Рейтинг:

  • Кинопоиск - 7,7
  • IMDb - 7,9

Жанр: ужасы, фэнтези

До создания вселенной Монстров от американской студии Universal воплощением вампира на экране мог похвастать знаменитый режиссёр немецкого экспрессионизма Фридрих Вильгельм Мурнау. Сейчас такой раритет смотрится как нельзя лучше: во-первых, это история кино; во-вторых, это один из первых фильмов ужасов и про вампиров в целом; в-третьих, это возможность прикоснуться к тому, что пугало зрителей 101 год назад – в 1922 году.

-2

Образ Макса Шрека (без болота, заполнившегося сказочными существами) стал культовым: экранизация произведения Брэма Стокера «Дракула» на немецкий манер, художественный фильм о фильме «Тень вампира» (2000), подъём жанра в эпоху немого кино. Хоть режиссёр не смог получить права на экранизацию именно истории «Дракулы», он снял своего графа Орлока в замке в Галатце и показал пагубное влияние солнечного света на вампира.

-3

История берёт начало в 19 веке, когда молодой агент по недвижимости Хуттер отправляется в замок графа для заключения сделки по покупке недвижимости. Именно за счёт съёмки, разных цветов плёнки и субтитров картина разделена на акты. После экспозиции мы переносимся через границу владений графа и настораживаемся. Впечатляет, как показаны испуганные горожане, как тень сгущается над владениями нечисти, как встречает путника слуга из замка. Конечно, когда ты уже знаешь историю и понимаешь, кто есть кто, то остаётся наслаждаться зловещими моментами.

-4

По пути к замку как-то весьма случайно попадается книга о носферату, предостерегающая людей и показывающая зрителям, с чем придётся столкнуться Хуттеру. Жутко и мрачно предстаёт вампир. Зловещий Орлок, вставший из гроба и блуждающий во тьме, действительно пугающее зрелище. Не смотря на постепенное раскрытие, предчувствие жены Элен, режиссёр делает акцент на совпадениях: укусы комаров на шее, весьма точно расположенные рядом друг с другом; зловещая тьма и страх.

-5

Одновременно с этим фильм делает акцент на слуге вампира Кноке, который вызывает опасения и предсказывает страшные события. Всё это в записках Джонатана Харкера описывал Стокер, поэтому мы просто видим тех же персонажей «Дракулы», только с другими корнями. Путешествие на корабле вызывает восторг: грандиозная демонстрация того, что что-то зловещее происходит, а капитан корабля, ведущий бортовой журнал, описывает увиденное как нечто мистическое, не поддающееся описанию.

-6

Лента предостерегает, ужасает и приписывает вампиризм к чуме, которая тайно прокралась в город, а между тем ясно всплывает книга о носферату. Вот тут немецкий режиссёр позволил себе вольности, выдавая и пророчество, и способ победы над вампиром. Что же, картина вызывает саспенс, создаёт напряжение, и хоть очевидного мы не видим, но каждая помеченная крестом дверь, каждый вынесенный гроб, каждый заброшенный дом, всё ведёт к ужасающему кадру Орлока в окне напротив дома и длинным, жутким пальцам, тянувшимися к шее своей жертвы.

-7

«Симфония ужаса» не лишена иронии, игра слов со словом «кровь», вина комаров и странные предчувствия, появляющиеся во снах, окрашивают это кино. Тут нет прямого взгляда на питьё крови (жертвы не обращаются, а умирают), нет конкретных эпизодов злодеяний и сцен убийства – именно то, что остаётся за кадром, пугает больше всего. Вышедший из тьмы Макс Шрек со своим гримом, большими глазами, длинными пальцами – этот образ запоминается надолго.

Фридрих Вильгельм Мурнау "Носферату, симфония ужаса" (1922)

"Nosferatu, eine Symphonie des Grauens"