75,6K подписчиков

«Левые» ПЦР-тесты и махинации с госзакупками. В чем обвинял самарский Минздрав депутат Луговой

980 прочитали

3 августа правоохранительные органы задержали и допросили министра здравоохранения Самарской области Армена Беняна и его заместителя Асланбека Майрамукаева. Как выяснил RTVI, претензии к чиновникам могли возникнуть после неоднократных обращений к Генеральному прокурору РФ депутата Андрея Лугового — в них он утверждал, что министр организовал махинации с ПЦР-тестами и закупками медицинских комбинезонов во время пандемии ковида, из-за чего в регионе была вспышка заболеваемости.

«Левые» анализы на ковид

В Самарской области, предположительно при покровительстве Армена Беняна, работала схема по хищению бюджетных средств, выделенных на лабораторные анализы ПЦР-тестов. Об этом говорится в депутатском запросе Андрея Лугового, направленном генеральному прокурору Игорю Краснову в январе 2022 года (есть у RTVI). По данным парламентария, в махинациях участвовали бизнесмен Михаил Зыкин и бывший министр здравоохранения Пермского края и Московской области Дмитрий Матвеев, которым в том числе принадлежат самарский и пермский филиалы “Централизованной Клинико-Диагностической Лаборатории” (ЦДКЛ).

“Начиная с 2020 года организации <…> зашли на самарский рынок здравоохранения, заняв более 30 % объема от всех выполняемых контрактов в области. Куратором и пособником при схемах хищения в Самарской области является действующий министр здравоохранения Самарской области Бенян А.C., благодаря которому ООО «ЦКДЛ» включена в реестр организаций, выполняющих тесты на коронавирусную инфекцию граждан, проживающих и обслуживающихся медицинскими учреждениями Самарской области”, — говорится в депутатском запросе.

По данным парламентария, с декабря 2020 года по май 2021 года «ЦКДЛ» провела тесты на коронавирус почти на 170 млн рублей, а всего с апреля 2020 по май 2021-го всеми медицинскими организациями в Самарской области “проведено 1 185 610 тестов на общую сумму 807 838 276 рублей 63 копейки”.

«ЦКДЛ» оказывала услуги на основании прямых договоров, заключенных с медицинским учреждениями, без проведения необходимых конкурентных процедур, отмечается в запросе. Нарушения порядка заключения договоров привело к тому, что деньги из фонда ОМС были похищены, предполагает депутат.

Сами результаты тестов на ковид, возможно, были фиктивными, говорится в запросе. В нем отмечается, что, во-первых, пробы для исследования отправлялись в непредназначенных для этих целей пробирках, а во-вторых, результаты тестов поступали слишком быстро, “чего в реальности быть не могло, так как из Самарской области в Кировскую область требуется значительное время на транспортировку полученных материалов, и само лабораторное исследование также занимает время”.

В итоге, в запросе, датированным 25 января 2022 года, содержится просьба к генпрокурору “проверить правомерность и законность приказов Министра здравоохранения Самарской области о поручении медицинским учреждениям проводить лабораторные исследования только через ООО «ЦКДЛ»”.

«Картельные» госзакупки

В еще одном запросе Лугового к Краснову (есть у RTVI) говорится, что Майрамукаев и другие руководители самарского Минздрава якобы поставили перед неким Мерденовым А.М задачу “найти действующие юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере поставок медицинского оборудования, лекарств и расходных материалов, с которыми наладить коррупционные взаимоотношения, с целью вовлечения их в преступную схему по хищению денежных средств посредством создания и участия в неконкурентных государственных закупках, а также получения выгоды в результате уклонения от уплаты налогов, используя взаимозависимых лиц”.

Компании-участницы созданного в результате “медицинского картеля” якобы продавали медоборудование по завышенным ценам, отмечается в запросе. Схема работала так: сговорившиеся компании завышали стоимость планируемого к закупке медицинского оборудования и отправляли коммерческие предложения, на основе которых формировались цены на госконтракты.

При этом Луговой утверждал, что благодаря административному ресурсу, предоставленному Майрамукаевым и другими руководителями регионального Минздрава, Мерденов заранее договаривался с руководителями медицинских учреждений Самарской области о том, чтобы включить в конкурсную документацию особенные технические условия — они помогали отсекать иных участников закупок.

В документе отмечено, что компании-участники “медицинского картеля” только по результатам проверки регионального управления антимонопольной службы заключили контракты по госзакупкам на сумму почти в 50 млн рублей.

Опасные защитные комбинезоны

Еще ряд запросов Лугового в Генпрокуратуру касаются деятельности Беняна в тот период, когда он был главным врачом Самарской областной клинической больницы имени В.Д. Середавина. Так, в апреле 2020 года он поручил закупить у единственного поставщика (ИП Колушевой) защитные медицинские комбинезоны, говорится в одном депутатских запросов.

Из документа следует, что до заключения контракта Колушева предупредила Беняна: комбинезоны не прошли проверку и не получили регистрацию. Несмотря на это, закупка все же состоялась. Общая сумма контракта составила более 2,5 млн рублей, костюмы доставили в больницу в мае-июне 2020 года.

“В результате <…> в мае и июне 2020 года произошел всплеск заболеваемости короновирусной инфекции среди персонала, работающего в «красной зоне»”, — утверждается в запросе Лугового.

За этим последовала проверка Росздравнадзора, который нашел нарушения и изъял неиспользованные, но закупленные и оплаченные медицинские комбинезоны, пишет парламентарий. По итогам больницу привлекли к административной ответственности по ст. 6.28 КоАП РФ — о нарушении установленных правил в сфере обращения медицинских изделий.

“Тем самым, Бенян А.С., как должностное лицо, ненадлежащим образом исполнил свои должностные обязанности <…>, допустив существенное нарушение прав и законных интересов медицинского персонала больницы, а также причинив ГБУЗ «СОКБ им В.Д. Середавина» ущерб в крупном размере, в результате закупки незарегистрированных медицинских изделий”, — говорится в депутатском запросе.

Трудоустройство «мертвых душ»

В другом депутатском запросе (есть у RTVI), тоже направленном в начале 2022 года к Генеральному прокурору РФ, Луговой утверждал, что Бенян якобы поручил главному бухгалтеру и начальнику отдела кадров больницы фиктивно трудоустроить трех человек.

“После подготовленных кадровых и бухгалтерских документов Бенян А.С. лично подписал приказы о принятии на работу, лиц, которые фактически выполнять работу не будут, но заработная плата им начислялась бухгалтерией по прямому указанию Беняна А.С.”, — говорится в документе.

При этом заранее якобы оговаривалось, что эти люди фактически не будут осуществлять трудовые обязанности, а полученную заработную плату будут ежемесячно передавать лично Беняну, указано в депутатском запросе. В общей сложности чиновник получил за них почти полмиллиона рублей, утверждается в депутатском запросе.

Что о задержании говорят депутаты

Автор обращений, первый замглавы комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Андрей Луговой в беседе c RTVI подтвердил, что два года регулярно обращался в правоохранительные органы с просьбами разобраться в коррупционных схемах в здравоохранении Самарской области.

“Медицинский картель под предводительством министра здравоохранения Армена Беняна имел такую финансовую мощь, что, когда раскроются схемы, полетят многие головы. Сегодня среди задержанных вместе с Беняном называют его заместителя Асланбека Майрамукаева. Про их коалицию, имеющую общие интересы — обогащение и власть, я сообщал в СК и Генпрокуратуру, прикладывая схемы, по которым действовали коррупционеры”, — сообщил Луговой.

По его словам, преступная схема картеля основана на мошенничестве с поставками медоборудования, лекарств и расходных материалов. В цепочке хищений бюджетных средств и обмане при проведении закупок участвовали целые медицинские кланы, как из госструктур, так и из бизнеса, сказал Луговой.

“Бенян поставил коррупцию на поток еще будучи главным врачом Самарской областной клинической больницы им. В.Д. Середавина. Как только его назначили главврачом в апреле 2019 года, он дал указания главному бухгалтеру и начальнику отдела кадров больницы фиктивно трудоустроить несколько человек. Зарплату «мертвых душ» велел передавать ему лично”, — добавил Луговой.

«К Минздраву всегда есть вопросы, скажем так, и претензии», — прокомментировал RTVI задержание чиновников депутат Госдумы от Самарской области Михаил Матвеев.

«Я могу сказать, что Министерство здравоохранения — одно из самых финансируемых региональных министерств с многомиллионным бюджетом, есть даже с миллиардными бюджетами. Поэтому, понятное дело, что там совершается огромное количество финансовых различных операций, закупка дорогостоящих аппаратов и так далее. И к Минздраву всегда есть вопросы, скажем так, и претензии», — сказал Матвеев.

Он также отметил, что ему при общении с Беняном не казалось, что глава Минздрава является каким-то коррупционером, скорее просто хорошим исполнителем.

«Поэтому мне трудно сказать, я не знаю пока обстоятельств обвинений, которые предъявляются, с чем оно связано, но, судя по тому, что был задержан также заместитель, который курирует определенное направление, можно предположить примерное направление, с чем это связано», — пояснил Матвеев.

RTVI направил запрос в министерство здравоохранения Самарской области.