Искусствовед Алина Аксёнова, специально для РосДорБанка с авторским аналитическим взглядом на историю одного из самых дорогих произведений "малых голландцев".
Карел Фабрициус. Щегол. 1654
Согласно оценке арт-эксперта Деборы Дэвис, одна из самых дорогих картин, хранящихся в музее Маурицхейс в Гааге, – работа Карела Фабрициуса «Щегол», она оценена в 300 миллионов долларов. Небывалая сумма для работы художника, мало известного широкой публике.
Каковы же составляющие, определившие столь высокую стоимость произведения?
Из чего складываются многомиллионные значения оценки самых авторитетных специалистов?
🗝Раскроем секреты...:
Секрет первый
"Щегол" в деталях
«Щегол», написанный на доске 33,5 × 22,8 см – характерный представитель искусства «малых голландцев» – так в отечественном искусствознании именуют нидерландских живописцев 17 века. Мотив, выбранный художником, в то время был довольно популярен, картины с изображениями попугаев, щеглов, куропаток и других птиц пользовались спросом на арт-рынке. Фабрициус написал щегла, прикованного на цепочку к одной из жёрдочек возле кормушки.
Голландцы ценили живопись за возможность рассматривать детали, фактуры и разгадывать зашифрованные смыслы, которые художники фиксировали с помощью символов, в числе которых птица. Разглядывая немногочисленные детали работы Фабрициуса, можно связать образ прикованной птицы с темой несвободы. Безусловной ценностью искусства были интересные оптические эффекты, которые можно заметить у Фабрициуса. Жёрдочка жёлтого цвета визуально воспринимается ближе, чем серовато-синяя кормушка; так и сам щегол, сидящий на жёрдочке, практически оказывается в пространстве зрителя. Этот эффект усиливается за счёт цвета фона: при определённом освещении он сливается с цветом стены голландского дома. На ощущение 3D-эффека работают мягкие неоднородные тени и подпись художника внизу картины, будто нацарапанная на штукатурке. Особое внимание к оптическим играм было трендом голландской живописи, и Карел Фабрициус владел этим мастерством на высочайшем уровне. Однако перечисленные выше достоинства картины пока не объясняют её баснословной цены.
Секрет второй
"Трагический провенанс"
*провенанс - это история жизни произведения искусства в событиях и мифах.
Бывший сотрудник аукционного дома Сотбис, Филипп Хук в книге “Завтрак у Сотбис”, утверждает, что для высокой стоимости картины очень важным является окружение художника, его учителя и ученики, заказчики и покровители. Мы не знаем, кто был заказчиком “Щегла”, но точно известно, что внимание к свету и его тонким эффектам, идёт от учителя Фабрициуса – великого Рембрандта. Фабрициусу также повезло с учеников, им был сам Ян Вермеер. Аукционисты также говорят, что стоимость картины способна возрасти, если художник погиб трагически, а картина попала в пару-тройку передряг, таких как кража или акт вандализма, или оказалась в эпицентре трагических событий. Датированная 1654 годом, работа Фабрициуса пострадала от взрыва порохового склада в Делфте, в результате которого погиб сам художник, - “Щегол” был найден под обломками в мастерской.
Секрет третий
Ещё один "Щегол"
Этот трагический мотив лёг в основу одноимённого романа британской писательницы Донны Тартт: на выставке, где висит картина, случается взрыв, но “Щегол” чудом оказывается невредимым и становится неотъемлемой частью криминального сюжета. Книга разошлась тиражом более миллиона экземпляров и была переведена на все языки мира. В момент публикации романа в 2014 году и вспышки его популярности «Щегол» оказался на временной выставке в нью-йоркском музее Фрика, куда стали стекаться толпы почитателей книги. После выхода в свет романа, количество посетителей музея Маурицхейс в Гааге возросло в два раза и обеспечило “Щеглу” славу и высокую страховую стоимость.
* Алина Аксёнова - историк искусства, преподаватель, автор книг «История искусства. Просто о важном» и «Искусство ХХ века. События. Художники. Эксперименты».