Найти тему

Как это было: история железнодорожной станции Коммунарск

Первое воскресенье августа – День железнодорожника. В этот праздник отмечаются достижения отрасли и профессиональные заслуги работников железнодорожного транспорта – машинистов, кондукторов, обходчиков, начальников вокзалов, проводников и многих других.

В честь праздника, сотрудники Алчевского городского исторического музея подготовили статью об истории железнодорожной станции Коммунарск.

-2

Прежнее название станции Коммунарск — Юрьевка, по названию находящегося рядом населенного пункта, носившего имя землевладельца Юрия Родакова.

Станция Юрьевка (1878 г.) была частью железнодорожной ветки «Дебальцево–Луганский завод»* Донецкой Каменноугольной железной дороги, оказавшей значительное влияние на развитие горно-металлургического комплекса Донбасса.

Фрагмент карты железной дороги, 1903 г. В центре станция Юрьевка и Завод Донецко-Юрьевского общества
Фрагмент карты железной дороги, 1903 г. В центре станция Юрьевка и Завод Донецко-Юрьевского общества

*Дебальцевский железнодорожный узел вступил в строй 1-го декабря 1878 года. Станция Дебальцево была узловым пунктом для дорог Донецкого каменноугольного района. Управление Донецкой железной дороги находилось в Луганске, рядом со станцией было построено первое в Донбассе железнодорожное училище.

В 1893 году большая часть Донецкой дороги вошла в состав Екатерининской железной дороги, соединившей Донецкий каменноугольный бассейн с Криворожским железорудным районом и центром губернии городом Екатеринослав (Днепропетровск).

«На Западе от Донецкого кряжа, за Днепром, лежит Кривой Рог, месторождение железных руд, по качеству и количеству их — южная гора Благодать. Местечко Кривой Рог для пользы горного дела на юге России должно быть соединено с Донецким кряжем дорогой и прямой и удобной. По этой дороге повезут руду в Донецкий край, по ней поедет уголь за Днепр в Киевскую губернию».
П. Н. Горлов, обзорный доклад на I съезде горнопромышленников юга России, 1874 г.
Открытка 1912 г.
Открытка 1912 г.
«В виду главной цели постройки означенной дороги — перевозки железной руды и других минеральных богатств местности близ местечка Кривой Рог — этой дороге первоначально было присвоено название Криворогской, но затем она была переименована в Екатерининскую, в память Императрицы Екатерины II, в царствование которой был присоединён к России Новороссийский край».
Из издания «По Екатерининской железной дороге. Выпуск I-й», 1903 г.
Федор Степанович Рокотов «Портрет Екатерины II», 1763 г.
Федор Степанович Рокотов «Портрет Екатерины II», 1763 г.

Екатерининская железная дорога проходила по территориям Харьковской, Херсонской, Таврической, Екатеринославской губерний и территории войска Донского. Она способствовала развитию топливно-металлургической базы на Юге Российской империи, обеспечивала вывоз угля и железной руды на внутренний и внешний рынки.

В экспозиции Алчевского городского исторического музея представлена визитница (лоток для визитных карточек) 1913 года с вензелем императрицы Екатерины II, выпущенная «в память перевозки двух миллиардов пудов груза»
В экспозиции Алчевского городского исторического музея представлена визитница (лоток для визитных карточек) 1913 года с вензелем императрицы Екатерины II, выпущенная «в память перевозки двух миллиардов пудов груза»

Железнодорожная станция Юрьевка сыграла важную роль в истории города Алчевска. Место строительства металлургического завода Донецко-Юрьевского металлургического общества (ДЮМО) было выбрано Алексеем Кирилловичем Алчевским с учётом того, что по железной дороге сюда удобно было доставлять марганец из Никополя и железную руду из Кривого Рога.

«Для устройства в Донецком каменноугольном бассейне, близ станции Юрьевка Екатерининской железной дороги, чугуноплавильного, железоделательного, сталелитейного и механического завода, а равно для торговли предметами производства означенных заводов, учреждается акционерное Общество под наименованием «Донецко-Юрьевское металлургическое Общество» (устав Донецко-Юрьевского металлургического общества от 1895 года)
«Для устройства в Донецком каменноугольном бассейне, близ станции Юрьевка Екатерининской железной дороги, чугуноплавильного, железоделательного, сталелитейного и механического завода, а равно для торговли предметами производства означенных заводов, учреждается акционерное Общество под наименованием «Донецко-Юрьевское металлургическое Общество» (устав Донецко-Юрьевского металлургического общества от 1895 года)

Кокс имелся собственный  — его производило Алексеевское горнопромышленное общество (учредителем которого был Алчевский). Печи располагались неподалёку от Юрьевки. Алексеевское общество построило железнодорожные ветки от станции Юрьевка до Жиловского, Павловского, Селезнёвского и других рудников, что значительно улучшило снабжение коксовых батарей коксующимся углем.

А.К.Алчевский, 1901 г.
А.К.Алчевский, 1901 г.
Своим близким и единомышленникам Алексей Кириллович говорил:
«Завод металлургический надумал ладить на европейский образец. Донбасс — самое подходящее для такого предприятия место. У меня там помимо капитальных шахт и кокс свой имеется — возле станции Юрьевка, как вы знаете, наши печи работают. К тому же Екатерининская железная дорога, близ которой мы обосновались, позволяет недорого доставлять марганец из Никополя и богатую железом руду из Кривого Рога. Думаю, дело получится хорошее и прибыльное».
Васильева Е., Пернатьев Ю. «50 знаменитых бизнесменов XIX - н. XX в.», 2004 г.

Железнодорожные пути на территории будущего завода укладывались с примыканием их к Екатерининской железной дороге.

Строительство металлургического завода ДЮМО велось несколько лет. Готовые цехи и службы немедленно вводились в строй. По железной дороге шли вагоны с металлом Юрьевского завода. Встречные составы везли на завод оборудование.

Завод ДЮМО, начало XX века
Завод ДЮМО, начало XX века

Среди продукции, выпускаемой заводом ДЮМО, были также изделия предназначенные для железных дорог.

«Донецко-Юрьевское Металлургическое Общество. Год основания 1895. 
Местонахождение: Екатеринославская губерния, Славяносербский уезд, Васильевская волость, станция Алчевская. [...] Изделия: чугун литейный, передельный и специальный; железо сортовое и листовое; болванки; швеллера; рельсы и скрепления; оси».
(из справочника «Фабрично-заводские предприятия Российской империи», 1909 г.)
«Донецко-Юрьевское Металлургическое Общество. Год основания 1895. Местонахождение: Екатеринославская губерния, Славяносербский уезд, Васильевская волость, станция Алчевская. [...] Изделия: чугун литейный, передельный и специальный; железо сортовое и листовое; болванки; швеллера; рельсы и скрепления; оси». (из справочника «Фабрично-заводские предприятия Российской империи», 1909 г.)

Клеймо завода ДЮМО на рельсе. Московская область, Егорьевск, Профсоюзная улица. (автор – Валерий Леонов, leonovvaleri.livejournal.com)
Клеймо завода ДЮМО на рельсе. Московская область, Егорьевск, Профсоюзная улица. (автор – Валерий Леонов, leonovvaleri.livejournal.com)

***

В 1903 году станция Юрьевка сменила название на станцию Алчевское.

«...спустя почти 3 года после кончины А. К. Алчевского страсти людские достаточно улеглись и память о нём, о его деятельности начинает получать справедливую оценку и должную реабилитацию; Юг Poccии и Донецкий Бассейн, кото­рому он столько послужил, пробудив в финансовой и промышленной жизни, уже признают за ним право на благодарность,— не только современников, но и потомства. На днях ещё это выразилось особенно рельефно тем, что станция железной дороги у которой находится основанный им Донецко-Юрьевский завод, переименована и названа по фамилии творца завода — станция Алчевского».
В.Д. Белов «А.К. Алчевский», 1903 г.
Станция Алчевское и её служащие (на фоне старого задания вокзала), 8 марта 1911 г.
(из фотоальбома «Альбом служащих и видов дороги», посвящённого 25-летию Екатерининской железной дороги)
Станция Алчевское и её служащие (на фоне старого задания вокзала), 8 марта 1911 г. (из фотоальбома «Альбом служащих и видов дороги», посвящённого 25-летию Екатерининской железной дороги)
Станция Алчевское, новое здание вокзала, начало ХХ в.
Станция Алчевское, новое здание вокзала, начало ХХ в.
План станции Алчевское, 1917 г.
План станции Алчевское, 1917 г.

***

Когда началась Великая Отечественная война железные дороги стали связующим звеном между фронтом и тылом. Они обеспечивали доставку стратегических резервов к фронту, эвакуацию материальных ценностей и людей на восток страны.

Со станции Алчевск ежедневно уходили железнодорожные составы с готовой продукцией — работа металлургического завода была перестроена на военный лад, для нужд фронта. Вдвое была увеличена выплавка специальной стали, идущей на изготовление моторов для танков и самолётов. Освоен выпуск нового вида проката и запущено массовое производство 50-милиметровых миномётных мин.

А в октябре 1941—июле 1942 года со станции отправлялись на восток — в Магнитогорск, Челябинск, Узбекистан и Казахстан — эвакуированные рабочие и служащие металлургического и коксохимического заводов вместе оборудованием.

В результате было вывезено всё механическое, электрическое, а также большая часть технологического оборудования основных и вспомогательных цехов. С металлургического завода было отправлено 3325 вагонов и платформ и выехало 4780 человек.

***

В 1961 году город и станция были переименованы в Коммунарск. Это название станция носит и до настоящего времени.

Станция Коммунарск, 2009 г.
Станция Коммунарск, 2009 г.

#алчевск #музей #день железнодорожника