Организатор: Познавательный клуб корейской культуры «Миринэ»
На протяжении многих веков Корея являлась культурно-идеологическим посредником между Восточной Азией и населением островов Тихого океана (в основном Японии). Её мифология формировалась под влиянием индийско-буддийской и китайской цивилизаций.
Корейская мифология (한국 신화, «хангук синва») — это совокупность мифов, рассказанных историческими и современными корейцами. Существует два типа: письменная, литературная, мифология в традиционной истории (문헌신화, «мунон синва») — в основном о монархах-основателях различных исторических королевств — и гораздо более обширная и разнообразная устная мифология (구비신화, «губи синва») — это повествования, исполняемые шаманами или жрецами (мансин) в ритуалах, призывающих богов, которые до сих пор считаются священными.
Первоначальные записи мифов о «родоначальниках» были сделаны в почти не сохранившихся древних хрониках корейских государств Когурё, Пэкче и Силла (IV век). Самые ранние сведения содержатся в китайских династийных историях. Однако наиболее полное представление об этом жанре народного творчества дает первая официальная корейская летопись, называемая «Самгук саги» 1145 года Ким Бусика (кор. 삼국사기, «Исторические записи трёх государств») и «Самгук юса» 1281 года Иль Ена (кор. 삼국유사) — сборник легенд, народных сказок и исторических рассказов, относящихся к Трём королевствам Кореи (Когурё, Пэкче и Силла). Поздние мифы вошли в «Корё са» 1451 года Чон Инджи, Ким Чона (кор. 고려사, «История Корё»).
Корейская мифология больше нацелена на персонажей из истории страны или из народных сказок, чем из мира богов. Некоторые мифы представлены здесь.
Миф о Тангуне
Тангуну Вангому (кор. 단군왕검) традиционно отводится роль основателя государства Кочосон (Древний Чосон). Во многих архаических мифах первопричина рождения героя находится на небе, но само место рождения почти всегда локализуется в земном пространстве, в пределах Кореи (в мифе о Тангуне – гора Тхэбэксан (сейчас, Пэктусан), о Ким Суро (супруга основателя государства Карак) – гора Пукквиджи, о Ким Альджи – Девственный лес близ Кымсона).
Пояснение к легенде:
Хванунг, младший сын бога неба Хванина (которого монах отождествляет с буддийским богом Индрой), желает править миром людей. Хванин видит, что его сын может «принести большую пользу человеческому миру», и дает ему три неуказанных сокровища, чтобы он взял их с собой на землю. Хванунг спускается под священным деревом на горе Тэбэк, где он и его три тысячи последователей основали «Священный город». Вместе с богами ветра, дождя и облаков Хванин руководит различными человеческими делами.
Затем медведь и тигр просят Хванунга превратить их в людей. Бог дает животным двадцать кусочков чеснока и пучок священной полыни и говорит им, что они станут людьми, если съедят их и не будут видеть солнечного света в течение ста дней. Затем два зверя постятся. На двадцать первый день медведь становится женщиной. Тигр не соблюдает пост и остаётся животным.
Медведь, превратившийся в женщину, молится о ребёнке у священного дерева, и Хванунг исполняет её желание, становясь человеком, чтобы жениться на ней. Она рожает мальчика по имени Тангун Вангом, который основывает королевство Кочосон на месте Пхеньяна. Тангун правит в течение пятнадцати столетий, затем покидает королевство, когда китайский король У из Чжоу посылает Киджа править Кореей. Король в конечном итоге становится богом горы.
Мифы о сотворении мира в Корее
Про сказания и некоторые мифы было уже сказано в одной из наших статей про фольклор Кореи. Там было рассказано об одном из мифов о сотворении мира, где было два солнца и две луны, из-за чего на одной половине земли было жарко, на другой – холодно до тех пор, пока два божества не уничтожили по одному из них.
Повествования о сотворении мира на севере и на Чеджудо (самый большой вулканический остров и самая маленькая провинция Южной Кореи) имеют много общих элементов. В обеих традициях Вселенная создана с разделением неба и земли, которые изначально были слиты. Великан часто участвует в сотворении мира. Так, согласно одной из версий, солнце, луна и звёзды – это не что иное, как земные дети, взобравшиеся на небо в поисках спасения от тигра. Возможно, того самого, которому не хватило выдержки, чтобы стать человеком. Что же касается морей, озёр и рек, то они были созданы великанами по приказанию их хозяйки Халласан, такой огромной, что подушками для неё служили горы.
Также в Корее объясняются и множество других природных явления. Например, в древних легендах, присутствует природа затмений. Согласно приводимой в них версии, Солнце и Луну неотступно преследуют огненные псы, посылаемые князем Тьмы. Они пытаются проглотить небесные светила, но каждый раз бывают вынуждены отступить, поскольку дневное – необычайно горячее, а ночное – слишком холодное. В результате собакам удаётся лишь оторвать от них по куску. С тем они и возвращаются к своему повелителю.
Про появление первых людей рассказывается в другой легенде. Небесная фея воспылала любовью к лавровому дереву. От их союза появились предки современных корейцев. Размножаясь вполне традиционным способом, они заселили всю территорию Корейского полуострова.
Особая сакральность придавалась небу, где обитали многие удивительные существа корейской мифологии. Наиболее значимым среди них был владыка мира Ханыним (кор. 하니님). Его ближайшими помощниками являлись Солнце (оно изображалось в виде ворона с тремя лапами) и Луна (ей обычно придавался облик жабы). Кроме того, небесный свод вмещал в себя бесчисленный сонм духов, контролировавших животный мир, водоёмы, погодные условия, а также горы, холмы и долины.
Принцесса Бари
Повествование о принцессе Бари встречается во всех регионах, кроме Чеджу. Принцесса Бари – богиня, тесно связанная с похоронными обрядами. Точная роль Бари варьируется в зависимости от версии, иногда ей вообще не удается стать божеством, но обычно её идентифицируют как богиню-покровительницу шаманов, проводницу душ умерших или богиню Большой Медведицы (созвездия).
Королева рожает шесть дочерей. Когда она беременна в седьмой раз, королеве снится благоприятный сон. К сожалению, вместо сына рождается девочка. Дочь называют Бари (кор. 바리). Затем девушку спасает Будда (который сожалеет, увидев её, что не может взять женщину в ученики).
Как только Бари вырастет, один или оба её родителя серьезно заболевают. Они узнают, что болезнь можно вылечить только с помощью целебной воды с Западных Небес. В отчаянии король и королева приказывают найти принцессу Бари. Она соглашается отправиться на Западные Небеса и уходит, одетая в мужскую одежду.
Она встречает Будду, пройдя три тысячи лиг. Увидев сквозь её личину и заметив, что она женщина, Будда спрашивает, действительно ли она может пройти еще три тысячи лиг. Когда Бари отвечает, что она будет продолжать идти, даже если ей суждено умереть, он дарит ей шёлковый цветок, что превращает огромный океан в сушу, которую она может пересечь. Затем она освобождает сотни миллионов мёртвых душ, что заключены в высокую крепость из шипов и стали.
Когда Бари, наконец, прибывает на место целебной воды, она обнаруживает, что её защищает сверхъестественный страж, который также знает, что она женщина, и обязывает её работать на него и рожать ему сыновей. Как только будет она родит ему двенадцать сыновей, ей разрешается вернуться с лечебной водой и цветами воскрешения. Когда она возвращается, она обнаруживает, что её родители уже умерли и что проводятся их похороны. Она прерывает похоронную процессию, открывает крышки гробов, воскрешает своих родителей с помощью цветов и лечит их водой. В большинстве версий принцесса затем обретает божественность.
Духи и демоны в корейской мифологии
Наряду с почитанием неба, от которого зависит благополучие и сама жизнь людей, корейцы с давних времён одухотворяют и всю видимую природу, населяя её бесчисленными армиями демонов и духов. Принято считать, что эти фантастические существа не только наполняют собой воздух, землю и море, но также находятся в каждом ручье, овраге и лесной чаще. Ими буквально кишат печные трубы, погреба и чуланы. Едва ли можно найти недоступное для них место.
Демоны обычно разделяются на две категории. Первая – самостоятельно существующие духи, невидимые враги человека, намерения которых всегда направлены ко вреду и злу, а отчасти души людей, скончавшихся в бедности и разных лишениях. Вторая категория состоит из самостоятельных добрых духов (Имуги (кор. 이무기), Кумихо (кор. 구미호), Токкэби (кор. 도카비) и другие), а также из теней счастливых и добродетельных людей. Лишь посредством умилостивительных жертвоприношений можно поддерживать их доброе к себе расположение и заручиться их поддержкой в достижении своих стремлений и защитой их от мести злых духов. В Корее на этот случай была разработана целая система ритуалов, позволявшая земным людям вступать в общение с потусторонними силами. Принято считать, что счастье и благополучие каждого человека зависит именно от его умения расположить к себе добрых демонов.
Одна из разновидностей духов носит название «Квищин» (кор. 귀신) или корейские призраки – это души умерших людей, которые не отошли в мир иной из-за ужасной смерти, которая их настигла несправедливо. Согласно легенде, они появляются на свет каждый раз, когда кто-то из людей покидает мир в результате насильственной смерти или становится жертвой несправедливого приговора. В этих случаях его душа не находит упокоения, обретя сверхъестественные силы, она мстит всем оставшимся на земле. Есть особая категория духов, которые появляются на свет в результате безвременной кончины незамужних девушек. Эти духи тьмы крайне озлоблены, потому что они, находясь в человеческом теле, были лишены возможности исполнить главное женское предназначение – выйти замуж и родить ребенка. Изображают их в виде мрачных призраков, облаченных в траурные одежды, поверх которых ниспадают длинные пряди белых волос. Самым известным корейским призраком является Чхонё квищин (처녀귀신) – призрак девственницы.
Имуги (кор. 이무기) – в корейской мифологии огромный морской змей, который может стать драконом. В некоторых легендах говорится, что Имуги – это безрогие существа, похожие на драконов , но не способные ими стать из-за проклятия. В других преданиях приводится идея о том, что Имуги являются «куколками» или «личинками» драконов (вспомним змеиную чешую Имуги в сериале «Легенда о Кумихо»). И они станут полноценными и полноправными драконами, пробыв 1000 лет в океане.
Кумихо (кор. 구미호) – старая лиса с девятью хвостами, способная превращаться в человека. Девятихвостая лиса является символом коварства. Духи лис – это результат долголетия или накопления энергии. Кумихо почти всегда рассматривается как злобная фигура, которая питается человеческой плотью. Но позже их начали рассматривать не только как злое существо, поскольку во многих древних текстах упоминается доброжелательный кумихо, помогающий людям (и даже упоминаются злые люди, обманывающие добрых, но наивных кумихо).
Про духов, демонов и существ в корейской мифологии можно говорить еще долго и много, так как сказания писались со всех уголков Кореи про все уголки Кореи.
Автор: Надежда Шабанова
Источники:
1) Корейская мифология//[электронный ресурс] URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Корейская_мифология
2) Корейская мифология: персонажи, легенды и мифы//[электронный ресурс] URL: https://fb.ru/article/380203/koreyskaya-mifologiya-personaji-legendyi-i-mifyi
🔎 #Миринэ | #Корея | #КорейскаяКультура | #Корейцы