1945 - 1950 г.. Драмтеатр. Музкомедия. Е. Я. Кривинская
Продолжаю публиковать рукописи своего дедушки, театрального художника-декоратора, Николая Алексеевича Блинова (08.05.1908 г. - 22.11.1984 г.), памяти его создан этот блог.
"И снова я дома, в Свердловске, работаю в драме.
Оформил в драм.студии спектакль "Бессмертный", Арбузов и Гладков, режиссер Агуров.
Режиссер Бриль - руководитель, учитель и педагог.
Снова Кузьмин А. А., и цех с некоторыми изменениями работников.
Снова много оформлено новых спектаклей:
Отремонтировано еще больше, 35 спектаклей прошлых лет:
"Великий государь", 1937 г.;
"Победители", 1937 г.;
"Сирано де Бержерак", 1938 г.;
"Константин Заслонов", 1938 г. и другие...
В драме я работал с художником Улановским М. и гастролером-художником Кривошеиной.
Потом поменялись мы с художником Борисом Шишкиным местами, он в драму, я в комедию.
В музкомедии художником была Елена Яковлевна Кривинская.
Выполнял и восстанавливал с ней спектакль "Свадьба в Малиновке", ранее он ставился в театре в 1938 году. Ранее оформлял эту постановку художник В. Ридман, режиссер И. Донатов.
Кривинская оформила спектакли:
"Свадьба с приданым" 1951 г.;
"Сюркуф" 1952 г.;
"Голубой гусар" 1953 г.;
"Жюстина Фавар" 1953 г.;
"Тайна тети Даши" 1955 г..
Она открыто брала готовое для своих эскизов, что подходит по спектаклю, например, этюды Бродской, "Лесные дали", "Рожь" Шишкина. Они были полностью использованы в спектакле "Свадьба с приданым", хорошо вписывались в оформление".
Продолжение следует...
Послесловие
В коллекции "Дедушкиного сундука" нашла несколько работ на тему этой статьи, хочу их вам показать:
Эскиз ниже ажурный, по контуру листьев прорези, более наглядно видно, если посмотреть оборот и фото этого же ажура на другом фоне, черном, листайте стрелочку вправо.
Так же ажурно в дальнейшем вырезались и огромные декорации, потом они наклевались на черную сетку, которую плели сами работники декоративного цеха.
Это очень кропотливая работа, как в маленьком эскизе, так и в изготовлении большого полотна настоящей декорации.
А ниже эскиз тоже к спектаклю Свердловской музкомедии "Свадьба в Малиновке", но более ранний, 1938 г., выполненный другим художником, В. Ридманом.
Моя бабушка, Блинова Наталия Федоровна, работала в музкомедии с 1937 года, с небольшим перерывом (родились дети), а с 1942 года она, будучи мамой с двумя малолетними детьми, вышла на работу в декоративный цех, и трудилась там всю войну.
Была ассистентом художника-постановщика Елены Яковлевны Кривинской и Николая Васильевича Ситникова.
Елена Яковлевна Кривинская жила в Москве и приезжала в Свердловск, для передачи готовых эскизов декораций и костюмов для будущей постановки спектакля, для дальнейшей работы с ними. Бабушка следила, чтоб все было выполнено в срок, они общались по телефону и через переписку.
Хотелось бы также хотя бы немного рассказать о работе Свердловской музкомедии в военные годы. Конечно, это надо было сделать в предыдущем выпуске, но иногда нужные мысли приходят несколько позже...
В годы Великой Отечественной войны театр музкомедии не только не переставал работать, но работал даже в усиленном режиме. Для поддержания духа граждан. Казалось бы, война, и людям не до театра, но им нужна была эта отдушина, как глоток свежего воздуха и радости, хотя бы на короткое время погрузиться в выдуманный мир и забыть о суровой реальности. За билетами в кассы были огромные очереди.
И залы были полные!
Артистов в то время обожествляли, за ними ходили толпы поклонников.
А чтобы поддержать их хоть как-то в нелегкое военное время, поклонники вместо цветов дарили им еду, приносили в сеточках огурцы, яблоки, и так далее... И это было очень ценным подарком, многие недоедали в то время и были на грани истощения, так однажды, во время спектакля, актер, исполняющий очередную арию Принца Раджами упал в голодный обморок.
Артисты театра выступали в госпиталях перед ранеными, были созданы выездные фронтовые бригады, концертные группы.
Артисты не только выступали в госпиталях, но и помогали там чем только могли, мыли полы, стирали бинты (перевязочного материала не хватало), ухаживали за ранеными.
Днем артисты репетировали спектакли в неотапливаемых помещениях или были на выездах, вечерами давали спектакли в театре, а ночами по очереди дежурили в госпиталях у тяжелораненых бойцов.
Многие работники театра ушли на фронт, а оставшимся в тылу приходилось нести двойную, тройную нагрузку, рабочий день был с ненормированным графиком. Театр не закрывался 24 часа в сутки, давали даже ночные концерты.
А деньги, собранные с дополнительных спектаклей и концертов, а также свои собственные средства, шли на помощь фронту.
Так, в 1943 году силами театра музкомедии было куплено и передано фронту три танка. Два из них куплены на личные сбережения актеров театра П. Емельяновой и А. Маренича, а также Н. Мягкого, Л. Большова и А. Матковского:
А в 1985 году в Свердловскую музкомедию пришло письмо, с благодарностью от фронтовика, старшего сержанта Тищенко, который прошел войну на танке, подаренном артистами.
Письмо адресовано Свердловскому артисту:
Вот так все было, во имя Победы кинуты все возможные силы и средства.
За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны в театре музкомедии моя бабушка награждена медалью за трудовое отличие.
Сегодня, 8 августа 2023 года, день памяти моей бабушки, сегодня ей исполнилось бы 110 лет. Я горжусь своей бабушкой.
Следом выйдет отдельная статью о ней.
Благодарю за просмотр!
Ранее выпущенные статьи, посвященные памяти моих близких, дедушкину рукопись, рассказы о работе театрального художника, можно посмотреть в подборках:
Памяти близких посвящается
Дедушкина рукопись
Если вам было интересно, прошу поддержать канал лайками, комментариями и подпиской.
Ваша активность очень поможет развитию канала.