Традиционно в нашей стране лето — это период отпусков. Однако нормальное функционирование государственных и общественных институтов требует бесперебойной работы и не позволяет замедлить ход выполнения задач и поручений. О том, как проводят лето народные избранники, — в нашем диалоге «без галстуков» с заместителем Председателя Государственного Совета РК Владимиром БОБКОВЫМ.
— Владимир Витальевич, на дворе разгар лета, из окна вашего кабинета видны пейзажи знойного Симферополя, даль, которая манит к морю или в горы. Приоткройте тайну: как проводит лето вице-спикер крымского парламента?
— Несмотря на то, что в Госсовете сейчас каникулы, они имеют свою специфику. В этот период снижаются темпы законотворческой работы, но при этом нужно понимать, что она не останавливается полностью. Не проходят очередные пленарные заседания, но проводятся внеочередные — если не еженедельно, то раз в две недели обязательно. Принятие нормативно-правовых актов, в которых нуждается республика, не останавливается на это беззаботное, на первый взгляд, время.
— Лето-2023 — не исключение? Или есть своя специфика, характерная именно для этого года?
— Это лето, вне всякого сомнения, как, впрочем, и предыдущее, окрашено в непростые тона преодоления объективных препятствий. Второе лето мы проводим в состоянии ощущения близости фронта, и это не может не откладывать отпечаток на депутатскую деятельность.
Существуют вызовы, которые с определённой периодичностью подбрасывают солнечному полуострову наши враги с территории бывшей Украины. В устранении последствий этих террористических действий наши депутаты принимают самое непосредственное участие. Это относится прежде всего к мажоритарщикам и депутатам, представляющим ту или иную территорию и устраняющим последствия кризиса на местах. В целом мы живём в условиях помощи фронту. Причём постоянной помощи, он в ней особо нуждается сегодня. Как, впрочем, и мы заинтересованы в максимальной поддержке бойцов с нашей стороны. Именно явная и нескрываемая блокировка полуострова является целью активных действий остатков украинских вооружённых формирований. В этих условиях мы продолжаем помогать фронту, координируя эту работу в масштабах республики. Помимо этого, депутаты парламента собственными средствами регулярно помогают бойцам. Причём эта помощь носит самый разнообразный характер.
— В чём она заключается?
— В обустройстве быта бойцов на передовой, в приобретении нужных приспособлений, которые определяют характер боевых действий в современных условиях и столь необходимы для максимальных возможностей наших воинов по выявлению противника на предельно далёких подступах к нашим рубежам. Эта работа, хочу подчеркнуть, носит достаточно значительный характер, имеет конкретные практические результаты. Когда мы видим, как подшефные Крыму подразделения демонстрируют чудеса героизма, решая ситуацию на фронте, каждый из моих коллег и я как координатор работы по этому направлению в Госсовете испытываем особое удовлетворение от осознания, что не без твоего участия, сообща удалось вернуть врага на исходные рубежи. Уверен, вслед за этим придут наше масштабнейшее наступление и тотальный разгром этого террористического режима, который сформировался на Востоке Европы при участии западных координаторов и политтехнологов.
— «Единая Россия» в масштабах страны — флагман в деле помощи бойцам СВО. На полуострове удаётся удерживать это первенство?
— Безусловно. СВО привносит свои изменения и корректировки в прежде размеренное течение жизни крымчан. Возникают иногда трагические, иногда сложные обстоятельства, которые требуют участия членов партии. Эта работа не останавливается ни на минуту даже в летний период. «Единая Россия» буквально с первых дней СВО приняла для себя решение: все те, кто защищает нашу Родину, семьи жертв боевых действий — обязательно должны находиться под опекой нашей политической силы. Эта работа поставлена серьёзно, и мы сделаем всё, чтобы максимально помочь тем, кто на линии фронта, и тем, кто ждёт их дома целыми и невредимыми.
— Крым — традиционно туристический регион с советских времён. Непростая обстановка в Северном Причерноморье имеет свои издержки и осложняет нормальное, беззаботное течение отдыха. Каким образом преодолеваются пакости наших противников, в том числе и в логистических вопросах?
— Естественно, в крымском парламенте понимают, что туристический сезон на полуострове складывается далеко непросто. Причины тому очевидны — они носят прежде всего логистический характер. В устранении текущих препятствий, которые посильно нивелировать или уменьшить их градус, мы принимаем самое активное и непосредственное участие. Председатель Комитета ГС РК по туризму, курортам и спорту Оксана Сергиенко постоянно держит руку на пульсе, в нужный момент всегда реагирует на те или иные моменты. При моём курировании решаются более сложные задачи.
— Вы — дипломированный педагог и имеете стаж педагогической деятельности. Лето — особенно август — это подготовка к новому учебному году. Расскажите, пожалуйста, о вашем участии в этой деятельности.
— Госсовет в прошлом году сосредоточился на выработке нестандартных форм в вопросе поддержки тех или иных школьных инициатив. Так родилось постановление о проведении конкурса школьных музеев. В июне мы завершили приём заявок, было проведено первое установочное заседание комиссии. Эксперты разобрали заявки, поступившие из всех уголков нашей республики, для изучения и дальнейшего определения победителя. Он был создан, собственно, для того, чтобы школьную музейную деятельность вернуть как минимум на тот уровень, который когда-то был и который может до сих пор являться для нас ориентиром с точки зрения погружения детей в историю собственного края, в героические детали подвигов своих предков.
— Эта работа сводится только к направлению музейной деятельности?
— Нет, мы этим не ограничиваемся. Предметно работаем над тем, чтобы поддерживать различные школьные инициативы. Опережая события, хотел бы сделать анонс: один из поисковых отрядов в эти дни завершает многолетнюю работу над документальным фильмом, снятым школьниками и посвящённым истории подпольного движения в городе Симферополе. Мне довелось видеть черновой вариант одной из частей этого фильма, скажу: если удастся удержать планку и завершить работу на этом высоком уровне — это будет прорывной материал с точки зрения любительского школьного документального историко-патриотического кино.
Хочется верить, что с этим фильмом депутаты Государственного Совета, включая меня, проведут не один час в продуктивных беседах со школьниками, уже начиная с осени текущего года. В августе каждый из депутатов и я как заместитель Председателя Государственного Совета, курирующий сферу образования, посетим учебные заведения, проверим их готовность к новому учебному году. А пока нужно дать перевести дух учителям, так как только что закончилась Государственная итоговая аттестация. Однако мы всегда на связи, и если возникают какие-то рабочие моменты, неотложно решаем их вне зависимости от отпускных или каникулярных дней.
— Какое, по вашей оценке, самое главное достижение этого полугодия?
— Тысяча триста имён, возвращённых из тьмы забытия. Вот уже несколько лет занимаюсь темой Великой Отечественной войны. Работая над изучением отдельных аспектов оккупационного периода, продолжаю находиться под воздействием эмоций, которые когда-то заставили обратиться к этой теме. Она была вызвана тем, что, будучи историком, долгое время не понимал, насколько плохо мы знаем события той Великой Победы, которой гордимся, того великого подвига, который совершили наши деды и прадеды. Сколько белых пятен в той истории до сих пор являются белыми и сколь скупы наши знания, на основе которых мы бы могли делать объективные оценки происходившего.
Если говорить о работе: достижения важны, но ими, как правило, не бравируют. О них должны судить те, ради кого ты их совершаешь.
— Владимир Витальевич, пару слов о досуге. Что читаете? Историки, не понаслышке знаю, — читающая категория людей.
— О досуге можно говорить с определёнными поправками: на это лето мой отпуск не выпадает, есть поручения Председателя Государственного Совета, которые нужно выполнять, поэтому пока об отдыхе говорить не приходится.
Тем не менее у каждого человека летний промежуток времени воспринимается по-особому: есть какие-то планы, невольно считаешь, что их нужно выполнить именно этим летом, и связаны они с личностным ростом, с индивидуальным развитием. Для меня ни на одну минуту, ни на один день не останавливается поисковая работа, которая ведётся мной уже не один год. Уместно сказать о неких результатах. Год назад я презентовал свой авторский информационный ресурс — М^://память^и. Портал, на котором главной функциональной нишей является уникальная база данных, посвящённая фактически извлечению из небытия имён крымчан и людей, которые волею судеб оказались на полуострове в период нацистской оккупации. В прошлом году тринадцать тысяч семьдесят имён при открытии сайта было внесено на платформу этого ресурса. В течение года этот список был увеличен на тысячу триста человек. Мы движемся к тому, чтобы максимальное количество имён тех, кто ценой собственной жизни стоял на своих позициях или просто пал жертвой нацистского произвола, было сохранено.
Этот труд выполняется в нерабочее время, но он является реализацией той концепции, которая объединяет депутатов Госсовета в их коллективном отношении к истории своей Родины и Великой Отечественной войны как части этой истории.
— И всё же буду пытлив: это исследовательская деятельность учёного. А литература для отдыха?
— Да, моя исследовательская работа не останавливается и летом. Конечно, в тёплый период года хочется, как минимум в выходные, прочесть литературу, которую часто откладываешь по причине того, что в жизни находятся обстоятельства, которые этому мешают. Стопка отобранных книг, которую хотелось бы прочитать, — огромна, причём отмечу, что читаю литературу, не привязываясь к каким-то жанровым предпочтениям. На моей книжной полке можно найти книги начиная от классики, которую по каким-то обстоятельствам не удалось прочесть, заканчивая исторической литературой, связанной с познанием этого мира. Есть подшивки иностранных журналов, например, NationalGeographic— они большую часть сознательной жизни меня сопровождают. Эта подшивка загружена в телефон, и в удобный момент, например, в транспорте, можно открыть какой-то материал и узнать неизведанное для себя, чтобы лучше понимать мир, который сегодня так сложно вписан в том числе и в хитросплетения политических процессов.
— Владимир Витальевич, тем не менее... опять интеллектуальное чтиво, а для отдыха, разгрузки?
— Конечно, есть литература, читаемая для отвлечения мозга, но и она, так устроен современный мир, не позволяет отвлечься от повседневности на сто процентов. Поясню. Буквально на прошлой неделе закончил читать обычный детектив Эммы Хоутон с лаконичным названием «Тьма», посвящённый непростым обстоятельствам, в которых оказалась группа исследователей в Антарктиде. Сюжет основан на детективной составляющей. Эту книгу порекомендовали всевозможные положительные отзывы на маркетплейсах. Реклама привлекла внимание и заставила купить её и взять в руки.
Но при прочтении появился ряд фундаментальных умозаключений, которыми хочу поделиться. В этом повествовании у читателя, ожидающего новых интересных знаний о непростом быте сотрудников международных исследовательских станций, соотносимом с космическими условиями пребывания в Антарктиде с её ультраминусовыми температурами, возникает замешательство из-за неожиданного поворота событий: открывшейся заангажированности, а иногда и глупости современного западного не только читателя, но и писателя, крайне одностороннего и примитивного в своих суждениях. Обсуждая достаточно лёгкую, по мнению одного из героев, одежду главной героини, он произносит фразу, которая может якобы исходить из уст любого нашего человека. Он говорит: «Ты знаешь, ты очень легко оделась, у нас в ГУЛАГе ты бы не выжила...». И это говорит герой — единственный русский — в составе международной экспедиции.
— О чём, на ваш взгляд, это свидетельствует? О крайней заангажированности? Или о том, что они (на Западе) так нас и не поняли?
— Они думают, что для каждого русского слово «ГУЛАГ» — это олицетворение ужаса, будто мы все прошли через ГУЛАГ и знаем об условиях пребывания в нём. Это происходит без привязки ко времени. Заангажированность, естественно, есть, как и непонимание нашей ментальности, нежелание глубже погрузиться в историю и культуру нашей страны.
— ГУЛАГ — стереотип из ряда: матрёшка, водка, балалайка, медведь, ядерный реактор?
— Да. В этой книге самым русским герой называет сомнительное, с точки зрения русскости, произведение «Чапаев и пустота» Виктора Пелевина. Это отрадно, что они знают наших современных авторов. Но. Не с них нужно начинать знакомство с Великой русской литературой.
Далее в этой книге повествуется о том, что главной мечтой русского героя является свержение действующей российской власти по возвращении к себе домой, и он этого не скрывает. После прочтения у меня возник вопрос: что толкает современного книгоиздателя печатать такое при обилии достойной отечественной и имеющейся качественной западной литературы?
— Нашего книгоиздателя?
— Да, нашего. Некоторую западную современную литературу можно и нужно популяризировать, потому что на Западе пишутся хорошие книги, там есть, пусть и в меньшинстве, здравомыслящие люди, а мы, напротив, переводим низкопробный контент, как этот детектив, причём даже его детективная составляющая слишком слаба. Он напичкан нарочито русофобскими или неумышленно искажающими представления о России и русских умозаключениями. Для чего мы пускаем в массы? Риторический вопрос.
— Издаётся — значит, есть спрос. Рынок диктует свои условия. Или, думаете, не обходится без подспудного влияния на неокрепшие умы?..
— Возможно. Когда я дошёл до этих цитат — принял решение: дочитаю до конца. Мне как политику важно знать, понимать и разбираться в том, чем отравляют мозги нашего читателя, — для анализа ситуации в сфере книгоиздательства и противодействия негативному тренду.
— Бывают ли у вас такие книги, которые вы всё же до конца не дочитываете?
— Очень много: примерно треть от общего количества. Есть много и недосмотренных фильмов.
— Если что-то не нравится, можете прервать? Правильно понимаю?
— Да. В моём списке сотни книг, которые нужно прочесть. Тратить время на то, что не доставляет мне ни интеллектуального, ни эстетического удовольствия, при этом даже не вызывает интереса с художественной точки зрения — не имеет смысла. В таком случае я принимаю решение прекратить чтение и об этом не жалею. Есть люди, которые считают, что взял — нужно дочитать. Я не из их числа. Не дочитал одну, в этот же день взял другую книгу, которая принесёт большую пользу, станет полезной для ума или непосредственной деятельности.
— Исторические романы как историку-специалисту нравятся или нет? Лично мне с трудом даются исторические романы. Исключение — Генрик Сенкевич — единственный воспринимаемый в этом ряду, так как помещает героев в скрупулёзно выверенную историческую канву.
— Читаю всё. русскую классику, безусловно, триллеры, детективы, научную фантастику, фэнтези, читаю исторические романы и, конечно же, научную историческую литературу. Специально перечислил жанры, чтобы чисто математически понять в соотношении среди них место исторического романа. Этот сегмент невелик, но иногда попадаются вещи, которые очень занимательны. Исторический роман воспринимаю не как источник информации об эпохе, это прежде всего — развлечение для ума. Но иногда именно из хорошего исторического фильма, хорошей исторической книги появляется желание потом уже через научную литературу узнать о той или иной эпохе детально. Читатель поймёт: абсолютно вымышленная история Ридли Скотта «Гладиатор» об императоре Коммоде, который якобы сражался на арене, — там практически всё выдумано. Помните, он погиб вместе с героем, которого играл Рассел Кроу. Мы понимаем, что исторически там намешано очень много...
— Да, режиссёр подошёл очень вольно к костюмам, к достижениям, которые появились в Средние века. Конская сбруя, демонстрируемые вооружения — продукт более поздней эпохи.
— Историкам очень непросто из-за скепсиса смотреть экранизацию литературных произведений, читать исторические романы. Многое гипертрофировано. Но то, что этот фильм мотивирует к изучению истории Древнего мира, — несомненно. Я недавно прочитал книгу Тимма Уиллокса с лаконичным названием «Религия» — это абсолютно историко-приключенческий роман, который повествует о событиях, построенных вокруг осады турками Мальты — фактически последнего мощного оплота ордена Госпитальеров, который удалось отстоять. Скажу откровенно: историческая канва воскрешает в памяти то, что уже знал из эпохи истории Средиземноморья раннего нового времени. Читаю исторические романы, но в рамки какого-то жанра себя не хочу загонять.
— Ну и последний вопрос: юношеские увлечения живы? Со времён студенческих штудий знаю о рыбалке. Она имеет место быть в реалиях плотного графика крымского политика?
— Конечно. Не могу понять жизнь тех людей, у которых нет хобби. У меня их очень много. Некоторые из них уже были описаны в вашей газете. Да, одним из увлечений продолжает оставаться рыбная ловля. Это не является системным действом по причине большой занятости, но в этом году один раз получилось выехать на ловлю — чтобы спиннинги не заржавели. Открою секрет: даже небезрезультатно.
Беседовал Роман БЛИЗНЯКОВ.
Сайт "Крымские известия"
Сообщество в ВК