Найти в Дзене
Блог жизненных историй WellWel

Влюбился в девочку с картины и женился на ней. Удивительная судьба героини картины «Утро»

Оглавление

Да уж, иногда реальная жизнь так «закрутит» сюжет, любой мексиканский сериал обзавидуется.

Картину советской художницы Татьяны Яблонской «Утро» прекрасно помнят школьники 60-90-х годов прошлого века.

Его копии печатались в школьных учебниках, журналах и на почтовых открытках. Но мало кто знает, что за этим произведением искусства скрывается невероятная, но правдивая история.

Картина "Утро", 1954, Татьяна Яблонская
Картина "Утро", 1954, Татьяна Яблонская

Кто изображен на картине

Как приятно проснуться теплым солнечным утром и открыть окно. Так поступила героиня картины «Утро». Она распахнула балконную дверь, впустив в комнату свежий воздух и утреннюю прохладу. Еще не заправив постель, юная спортсменка занимается гимнастикой, ее движения плавны и грациозны. Потрясающая картина — столько света, тепла, чистоты, энергии. даже сегодня она мотивирует на жизнь и свершения.

А звали эту стройную девочку Лена. В 1954, году создания произведения, ей было 13 лет. И позировала она своей маме — художнице Татьяне Яблонской.

Мама и дочка
Мама и дочка

Когда писалось «Утро», девочка переживала невероятное счастье, ведь ее только что приняли в пионеры. В общем, Лена была олицетворением идеальной советской школьницы, так что решение писать героиню с нее было точным попаданием. Такой она и получилась на картине – юной, целеустремленной, светлой.

Елена занималась гимнастикой
Елена занималась гимнастикой

Интересно, что Елена носила фамилию своего отца Сергея Отрощенко, тоже художника, и никогда не рассказывала одноклассникам о знаменитой матери. К сожалению, ее родители развелись, когда она была еще ребенком.

Тем временем где-то в Казахстане

Маленький Арсен с упоением вдыхал запах красок, которыми пользовалась молодая художница Ирина, эвакуированная в Алма-Ату (так в те времена назывался город) из блокадного Ленинграда и квартировавшая в доме семьи Бейсембиновых. Мальчика поначалу привлекали исключительно краски, замешанные на меде.

Они пахли вкусными конфетами — недосягаемым лакомством в тяжелое военное время. Ирина Масленникова часто просила Арсена позировать для своих картин. Мальчику это дело нравилось, а потом он и сам попробовал силы в рисовании. Довольно успешно. Так что, в отличие от Елены, Арсен Бейсембинов с детства знал, что станет художником.

Когда Арсену было 14 лет мама вырезала из журнала «Огонек» репродукцию картины «Утро» и повесил на стену над кроватью сына. Тогда многие почитатели искусства так делали.

-4

Каждый день Арсен любовался не то прекрасной картиной, не то грациозной девушкой с длинными косами и зарождающейся женственностью. Конечно, ему не было ведомо, что она — реальный человек. И так же как он ходит в школу в той самой форме, которая на картине висит на стуле.

Семья Арсена
Семья Арсена

Окончив школу, Арсен уехал в Москву учиться в Строгановское художественное училище. По удивительному стечению обстоятельств Лена Отрощенко поступила туда же в том же году. Правда, еще недавно Лена совершенно не хотела становиться художницей. На этом настояла мама.

«Я бы не сказала, что мама была плохой матерью. Но свою любовь к нам выражала своеобразно: считала, что мы все должны стать художниками, чтобы она могла поддержать нас в трудную минуту. А я хотела стать биологом или зоологом, собирала литературу, на балконе коммуналки выращивала цветы, заводила животных. Мама поначалу поощряла мою страсть, но потом спохватилась и решила, что я должна делать серьезную художественную карьеру. И в 7 классе, после зимних каникул, по ее протекции я попала в республиканскую среднюю художественную школу имени Тараса Шевченко. И мне там неожиданно очень понравилось!»

А знаешь, это ведь я!

Арсен сразу заметил веселую, красивую девушку. Юноша влюбился в нее, и они стали дружить. Ребята много времени проводили вместе, им было интересно. Летом Арсен пригласил Лену в гости в Казахстан. Переступив порог его дома, студентка увидела на стене ту самую репродукцию. И вдруг призналась: «А знаешь, это ведь я». Удивлению не было предела.

Арсен и Елена
Арсен и Елена

В Москву Арсен и Елена вернулись хорошими друзьями, но не более. Семья парня хоть и принимала его подругу хлебосольно, но все же настаивала, чтобы он женился на местной девушке.

Но как заставить сердце разлюбить. Осенью их роман уже было сложно сдержать. Арсен и Елена поженились.

Город, который в те времена назывался еще Алма-Ата, пленил девушку, и она с легкостью согласилась остаться на Родине супруга. Спустя два года, в 1962-м, у пары родился сын. Он тоже станет художником, но будет жить в Америке.

Супруги прожили в большой любви 40 лет, вместе иллюстрировали книги, работали в «Казахфильме». Картины Елены находятся в музеях и частных коллекциях разных стран мира. И она, и Арсен много выставлялись.

У Елены перед глазами был не очень хороший пример, ее родители развелись. Поэтому, Когда Елена подросла, она вывела свою формулу семейного счастья: «Всегда быть буквально на четверть шага позади мужа, но стараться идти при этом рядом».
-7

Арсена Бейсембинова не стало в 2000 году, его разбил паралич. До последней минуты Елена была с ним рядом. Он был для Елены главным вдохновителем:

«У нас с Арсеном, был очень хороший творческий тандем – что было редкостью в семьях художников. Когда он ушел из жизни, я потеряла очень многое».

Вспоминая свою жизнь с мужем, Елена улыбаясь рассказывала журналистам:

«Есть правда, а есть сказка. Сначала я злилась на то, что нашу историю приукрасили. Но потом подумала, что раз людям нужно чудо, пусть будет. Может быть, в этом и есть своя логика: красивая девочка на стене и будущий художник».

И она совершенно права!

Картина Елены Яблонской
Картина Елены Яблонской

Мама Елены, художница Татьяна Ниловна Яблонская, прожила огромную жизнь. Она родилась в феврале 1917, а умерла в 2005, в Киеве. За день до смерти Яблонская написала последнюю пастель. Жить без творчества она не могла, даже несмотря на то, что была почти порализована.

Яблонская старшая почем-то не очень хорошо отзывалась о своем творчестве середины 50-х, когда написала картину «Утро». Шутя называла периодом «детских сюсюкающих картинок».

-9

Впрочем, настоящий художник всегда будет недоволен своими работами, особенно прошлыми. Но именно «Утро» стало тем шедевром, который пусть и косвенно, нот помог связать две судьбы.

А вечно юная советская школьница стала символом надежды, хрущевской оттепели, а по О'Махоуни − переходом «от сна к бодрствованию, от тьмы к свету, от хаоса к новому порядку, равновесию, гармонии».