В начале 2000 годов началось постепенное преодоление того упадка, который театр вместе со всей страной переживал в 1990 годы. Введение контрактной системы, создание продюсерского отдела, расширение сотрудничества с ведущими театрами и фестивалями мира, приглашение к сотрудничеству известных западных дирижёров, режиссёров, хореографов и артистов значительно расширило творческие горизонты театра.
Наше время
Нововведения которых потребовало время, предстояло воплощать в жизнь — разумеется, с помощью административной команды, новому музыкальному руководителю театра.
В 2001 году на этот пост был назначен Александр Ведерников. Была введена практика показа арендных спектаклей. Среди прочих постановок публика Большого увидела два знаменитых спектакля миланского театра Ла Скала: «Адриенну Лекуврёр» Ф. Чилеа (2002) в постановке Ламберто Пуджелли и «Фальстафа» Дж. Верди в постановке Джорджо Стрелера (2005). Вовлечению Большого в мировой театральный процесс способствовало его участие в совместных постановках, что также с годами становилось всё более обычным делом. К самым успешным из них публика и критика отнесли «Летучего голландца» Р. Вагнера в постановке Петера Конвичного (2004, копродукция с Баварской государственной оперой), «Мадам Баттерфляй» Дж. Пуччини в постановке Р. Уилсона (2005, копродукция с Парижской оперой). Дирижёром-постановщиком обоих спектаклей был маэстро Ведерников. Так в Большой пришли крупнейшие оперные режиссёры наших дней. Очень быстро такой же статус обрёл и Дмитрий Черняков, в 2006 году поставивший в Большом свою сценическую версию «Евгения Онегина» (дирижировал маэстро Ведерников). Спектакль стал одним из самых ярких в новейшей истории Большого и был с огромным успехом показан во многих странах. Спектаклем Дмитрия Чернякова «Руслан и Людмила» в 2011 году была открыта после реконструкции Историческая сцена. А в 2020-м сотрудничество с г-ном Черняковым продолжилось постановкой оперы «Садко» (дирижёр-постановщик Тимур Зангиев).
В 2014 году на пост главного дирижёра и музыкального руководителя Большого был назначен Туган Сохиев, во многом разделявший ранее введённую репертуарную и кадровую политику. В спектаклях театра постоянно были заняты приглашённые звёзды, в том числе и самого высокого ранга – Анна Нетребко, Мария Гулегина, Ольга Перетятько, Хибла Герзмава, Ильдар Абдразаков. Замечательные постановки барочных опер «Альцина» и «Роделинда» Генделя, а также «Билли Бад» Бриттена в течение нескольких сезонов шли на сцене Большого благодаря его сотрудничеству с Английской Национальной оперой. Опыт копродукции с этим театром был также признан на редкость плодотворным.
Репертуар 2000-20-х
Среди названий, появившихся в репертуаре, фигурировали «Похождения повесы» И. Стравинского (2003, первая постановка в Большом театре, дирижёр Александр Титов), «Турандот» Дж. Пуччини (2002, дирижёр Александр Ведерников) и «Огненный ангел» С. Прокофьева (2004, первая постановка в Большом театре; дирижёр Александр Ведерников). Была осуществлена новая постановка оперы «Борис Годунов», над которой работал известный кинорежиссёр Александр Сокуров. По инициативе Тугана Сохиева были осуществлены постановки драматической легенды «Осуждение Фауста» Г. Берлиоза (2016) и оперы «Саломея» Р. Штрауса (2021). В Большой активно стали приходить режиссёры драматического театра – Александр Бородин, Роберт Стуруа, Темур Чхеидзе, Римас Туминас, Евгений Арье, Евгений Писарев.
Новый век в балете начался с эксклюзивной постановки балета «Дочь фараона» Ц. Пуни – первого полнометражного балета Мариуса Петипа, утраченного и воссозданного заново по заказу Большого театра мастером балетного аутентизма Пьером Лакоттом. В сезоне 2003-04, как бы продолжая десятилетия назад установившуюся традицию, в Большой театр из Мариинского перешла и поныне остающаяся ведущей балериной столичной сцены Светлана Захарова, чьё уникальное дарование блестяще раскрылось в том числе и в спектакле Лакотта.
В 2004-м, на следующий год после премьеры балета «Светлый ручей» Д. Шостаковича в его постановке, пост художественного руководителя балетной труппы занял Алексей Ратманский. За четыре года пребывания его в этом ранге он осуществил постановку балетов: «Игра в карты» И. Стравинского (в рамках фестиваля в честь 80-летия Майи Плисецкой, 2005), «Корсар» (в тандеме с Юрием Бурлакой, 2007), «Пламя Парижа» (с использованием хореографии В. Вайнонена, 2008). В дальнейшем к этим спектаклям добавились «Русские сезоны» на музыку Леонида Десятникова (2008), «Утраченные иллюзии» Л. Десятникова (2011) и «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева.
Новый подход к работе
Следующий художественный руководитель, Сергей Филин, демонстрировал неординарные кадровые решения. Очень смелым, например, выглядело приглашение в Большой в статусе полноценного артиста труппы солиста Американского балетного театра Дэвида Холберга, который отказаться от этого предложения не смог и в течение нескольких лет регулярно выступал в спектаклях Большого театра.
Махар Вазиев, занявший пост худрука Большого балета в 2016 году, приоритетной задачей поставил поиск талантов как за пределами труппы, так и в её рядах. И при Сергее Филине, и при Махаре Вазиева Большой балет продолжал пополняться артистами из Мариинского театра. Так в труппу влились ставшие прима-балеринами Евгения Образцова и Юлия Степанова.
В XXI столетии труппа получила настоящую возможность попробовать себя в самых разных жанрах и стилях. Большой балет осваивал новые для себя балеты Джорджа Баланчина, а также балеты Джона Ноймайера, Иржи Килиана, Уильяма Форсайта, Ханса ван Манена, Мориса Бежара, головоломную хореографию Твайлы Тарп и стиль контемпорари в опусах Матса Эка, Пола Лайтфута и Соль Леон.
Прошла мировая премьера одноактного балета Misericordes на музыку Арво Пярта в постановке Кристофера Уилдона и мировая премьера балета «Укрощение строптивой» на музыку Дмитрия Шостаковича в постановке Жана-Кристофа Майо (это был первый случай, когда именитый французский хореограф изменил своим принципам и поставил спектакль по заказу «чужой» труппы, а не для руководимого им Балета Монте-Карло).
Наконец Большой балет стал заказывать музыку. Автором трёх балетов, написанных специально для Большого театра, стал молодой петербургский композитор Илья Демуцкий. Это были спектакли «Герой нашего времени» (2015), «Нуреев» (2017) и «Чайка» (2021). В 2019-м с балетной труппой Большого театра вновь сотрудничал Кристофер Уилдон, перенёсший на московскую сцену свой яркий, зрелищный балет «Зимняя сказка» Дж. Тэлбота, поставленный по мотивам одноимённой пьесы Шекспира.
В 2021 году репертуар пополнился масштабным балетом Эдварда Клюга, чья известность давно вышла за пределы руководимого им Балета Марибора (Словения). Это был один из самых амбициозных проектов за всю его карьеру: хореограф решил продемонстрировать российскому зрителю своё видение романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита».