До выхода в свет воспоминаний дочери Григория Распутина, Матрены, сведений о жизни семьи "старца" почти не имелось. Воспоминания были опубликованы уже после смерти автора. Умерла Матрена в 1977 в США, свои записи завещала соседке по дому престарелых.
В мемуарах Матрена Григорьевна поделилась воспоминаниями о родителях и своей жизни в Петербурге - когда она, будучи крестьянской девочкой из сибирской глубинки, вдруг очутилась в столице, в обществе членов царской семьи.
Родом Распутин был из зажиточной семьи сельского старосты. С будущей женой Прасковьей Дубровиной он познакомился на гуляниях. Танцевать любили оба. Как признает Матрена, познакомиться с кем-то из местных девушек Григорию было непросто - все были наслышаны о его вспыльчивости, упрямстве и драчливости. Прасковья же переехала в Покровское недавно - и восемнадцатилетний парень вскружил ей голову.
В молодой семье родилось семеро детей, но выжило трое детей - сын Дмитрий, дочери - Матрена и Варвара. Для семейства Распутин построил двухэтажный дом - самый большой в деревне. Прасковья мужа очень уважала, любила.
Дальнейшая семейная жизнь складывалась уже причудливо: Григорий пожелал странствовать - отправился в монастырь. Свекор винил в этих “странствиях” саму Прасковью - от хорошей жены муж в монастырь не уйдет. Хотя с юности у Распутина чередовались два крайних состояния - разгул без удержу и приступы таких же покаяния и набожности.
Матрена писала о том, что и в отсутствие отца семья жила вполне неплохо - Прасковье помогали работницы, хозяйство процветало. Известие о том, что где-то по стране ходит странник, исцеляющий недуги, семья не связывала с именем Григория. Но однажды “странник” вернулся - и огорошил супругу, что планирует переезд в Петербург. Хотя этот город Распутину не нравился: "меня он душит, но и держит".
После отъезда мужа Прасковья заболела. И положение ее было столь критическим, что находилась она на шаг от смерти - начались необъяснимые кровотечения. Спасла женщину деревенская повитуха. А вот к супругу “за излечением” Прасковья обращаться постеснялась. Вылечили Прасковью уже в столице, куда она отправилась на удаление опухоли. Что характерно, исцеляющий других людей супруг лечением жены заниматься не стал. Жена предлагала ему даже развод - зачем она нужна хворая? Но Распутин, конечно, на такое согласен не был. Жили они в согласии - возможно, из-за терпеливости Прасковьи. И даже на измены мужа она закрывала глаза, говоря “на всех у него хватит”.
В десятилетнем возрасте Матрена отправилась в Петербург - учиться.
В столице поселились в доме известного экономиста Сазонова. Матрена проживала в одной комнате с его дочерью Машей. Маша была старше Матрены и уже вовсю интересовалась юношами. Испугавшись, что на Матрену такое соседство будет дурно влиять, Распутины перебрались на Гороховую.
Григорий о моральном облике старшей дочери крайне пекся: посещать театры она могла только в сопровождении взрослых. В остальном же для нее условия были вполне "благородные": учеба в гимназии, отсутствие домашних дел (тут старались поклонницы “старца”, проживающие в его доме). Самому Распутину это очень нравилось - видеть как дочь Матрена отдает распоряжения на кухне.
Первая встреча Матрены с царской семьей произошла в Александровском дворце. По воспоминаниям, перед этим знакомством она страшно нервничала, а дети императора показались ей фарфоровыми куклами в роскошном доме. И задавали много вопросов: о том, как зовут буренок в Покровском и о том, кто причесывает и одевает Матрену ежедневно.
Позже и дочь Варвара переехала в Петербург. Сын Дмитрий остался в Покровском.
В день смерти от рук Юсупова отец оставил старшей дочери приданое в размере 3 000 рублей. Деньги эти исчезли бесследно. После похорон "старца" Николай II обещал стать для детей Распутина вторым отцом.
В 1925 года Варвара умерла от тифа в Москве. Прасковья Федоровна погибла в 1930 году - в тяжелой дороге на ссылочный Салехард. Через три года в ссылке умер сын Дмитрий.
Матрена, единственная из потомков Распутина дожившая до солидного возраста, эмигрировала вскоре после февральских событий и окончила свои дни в Америке.