Найти тему
Издательство "Камрад"

Неудавшийся курсант...

Третий взвод нашей седьмой роты ДВОКУ в карауле. 1982 - 86 годы. Слева курсант Тралла , третий слева на право Голубев. Остальных подзабыл... Капитан Крюк
Третий взвод нашей седьмой роты ДВОКУ в карауле. 1982 - 86 годы. Слева курсант Тралла , третий слева на право Голубев. Остальных подзабыл... Капитан Крюк

Товарищ Star Star выслал нам историю, которая произошла с выпускником 1989 года Пензенского высшего артиллерийского инженерного училища: "Я с 1984 по 1989 годы учился в Пензенском высшем артиллерийском инженерном ордена Красной Звезды училище имени Главного маршала артиллерии Н.Н. Воронова.

Курс у нас был большой, как говорили – китайский - 6 учебных отделений (взводов). В училище была академическая система: учебное отделение - курс - факультет. Набрали нас на 1 курс 150 человек, выпустилось через 5 лет - 135.

Три года мы жили в казарме, а 4 и 5 курс в курсантском общежитии. На 4 и 5 курсе был свободный выход в город после самостоятельной подготовки (примерно с 18.00 часов до 22.00 часов), женатые и местные - до утра.

На 5 курсе после зимнего отпуска где-то в конце марта нас собрали и объявили, чтобы мы освободили общежитие для 3 курса (у них в казарме намечался какой-то ремонт). Нам дали неделю сдать на склады имущество курса (кровати, тумбочки, столы, матрацы и прочее) и перебраться всем жить в городе.

Поначалу радости не было предела, чуть позже пришло осознание - а где мы будем жить? Нам ответили - а где хотите, снимайте себе жильё. Ну, понятно - женатые и местные по домам, а остальные начали кучковаться и снимать группами жильё.

Потихоньку мы привыкли. Прибывали в училище к 08.00 часам, строились, проверялись, расходились по кафедрам писать дипломные проекты (работы), в 15.30 опять строились и расходились по домам, кому надо оставался. С котлового довольствия нас сняли…

Залётов никаких не было, разве что случались опоздания незначительные, да и мы были уже не дети, понимали, что через три месяца будем уже офицерами. Из офицеров у нас остались начальник курса и 1 курсовой офицер, а к маю от нас перевели на младший курс и нашего начальника курса.

После майских праздников у нас случились ЧП - пропал курсант. Заместитель командира взвода и командир отделения скрывали пропажу около недели, пытались сами отыскать. Через неделю отсутствия пошли с повинной к курсовому офицеру и он же исполняющий обязанности начальника курса. Пытались вместе искать - безрезультатно…

У него бабушка жила в военном городке училища (дед когда-то был или начальником учебного отдела, или строевого отдела училища), а отец служил в аппарате военного атташе посольства в одной из африканских стран. Короче, не совсем простой товарищ.

И вот, через две недели отсутствия, этот товарищ, как ни в чём не бывало, появляется в казарме. Где был, не говорит. Ещё неделю решали, что с ним делать и вот вердикт - отчислить из училища.

А до государственных экзаменов осталось 5 дней. Перевели его в дивизион обеспечения учебного процесса, но пробыл он там недолго, недели через две уже приходил к нам в гражданке.

Наступило 1 июня - наступили государственные экзамены. В гос. экзамены входило защита дипломного проекта (работы) (ну, к этому мы все были готовы, ведь учились мы в инженерном училище, с 4 курса у каждого был свой научный руководитель) и три экзамена.

Вот здесь надо остановиться более подробно:

1. это общевоинские уставы, здесь проблем тоже ни у кого не возникло, за 5 лет уставы то мы выучили;

2. марксизм-ленинизм, в 1989 году такой экзамен сдавался впервые, до этого выпускники сдавали научный коммунизм. Отличие марксизма-ленинизма в том, что он включал 4 вопроса, по вопросу из истории КПСС, марксистско-ленинской философии, политэкономии и научному коммунизму;

3. экзамен по специальной подготовке по трём базовым кафедрам. 1989 году впервые этот экзамен сдавался в два дня: первый день - теоретическая часть в классе 32 кафедры; второй день - практическая часть в лаборатории 14 кафедры.

При этом, решающая оценка за практическую часть. Например, в первый день за теорию хорошо, второй день за практику удовлетворительно, в диплом - 3 и наоборот. Начался процесс сдачи гос. экзаменов. Для всех было расписано кто, когда и что сдаёт.

И тут как гром с ясного неба - наш курсант на экзамене по теории специальной подготовки получает неуд. Капец, у всех затряслись коленки, кто ещё не сдавал. Все ждут второй день, практическую часть. И тут приходит известие - три. Фуу, у всех отлегло, сдал, в диплом три.

Сдаём дальше. И тут приходит опять известие - наш курсант на теоретической части специальной подготовки получает опять два. Ну, да ладно, завтра на практике получит свою тройку, было уже такое, ничего страшного.

И тут разразился настоящий гром - и по практике два. Да как так то, что он ничего не знал что ли. Вроде нормально успевал все 5 лет, ни разу за сессии не имел двоек. Что случилось то? Никто ничего не говорит, он тоже молчит. Да что случилось? Он же не сдал государственный экзамен. Что дальше?

А что дальше не знает никто, случаев таких в истории высшего военного образования не было. Начальник училища доложил начальнику Главного ракетно-артиллерийского управления Министерства обороны СССР (училище подчинялось ГРАУ МО СССР). Там взяли паузу на принятие решения.

И тут просочилась информация что же там на практической части экзамена произошло. А произошло вот что. Жил наш герой в частном доме. Дом этот они снимали большой компанией, человек 6 там проживало. Частенько так устраивались гулянки, приходили местные девчонки. Короче, весело там было.

Накануне экзамена там проставлялся один из курсантов, он защитил диплом. Алкоголь лился рекой, было весело. Несмотря на то, что завтра ответственный экзамен, тем более что сегодня получил двойку за теорию, наш герой праздновал со всеми наравне. Но у всех завтра свободный день, а у этого товарища экзамен.

И вот наступило завтра, день экзамена. Нашего товарища еле откачали, более-менее привели в чувство. Представьте, перед членами экзаменационной комиссии предстаёт для сдачи экзамена курсант с глубокого бодуна, от которого разит перегаром за версту.

Члены комиссии офигели это сказано скромно, более того он там ещё дерзить стал. Председатель комиссии вызвал председателя государственной экзаменационной комиссии (заместителя начальника ГРАУ) генерал-майора Курочкина. Тот охренел от увиденного, выгнал курсанта из аудитории и сказал, ставьте двойку.

Сказать то сказал, а дальше то что? Что делать с ним? Что делать в данном случае никто не знает. Дня через три приходит приказ от начальника ГРАУ МО СССР - принять повторно государственный экзамен у курсанта специально назначенной комиссией в составе председателя комиссии председателя ГЭК (заместителя начальника ГРАУ), членов комиссии: начальника училища, заместителя начальника училища по науке, начальника факультета, начальников кафедр 11, 14, 32 (базовых кафедр по нашей специальности).

Принять экзамен в кратчайшие сроки и результат доложить. И вот в один прекрасный день собрались в одном месте уважаемая комиссия в составе трёх генерал-майоров, четырёх полковников и бедолаги - нашего курсанта.

Что там они спрашивали, о чём говорили, как отвечал наш курсант и отвечал ли вообще осталось за семью печатями, во всяком случае мне это неведомо. Вердикт комиссии - присвоения офицерского звания недостоин. Оценка за экзамен по специальной подготовке - неудовлетворительно. Вот так вот. А что дальше? А дальше никто ничего не знает и никто ничего не говорит.

Командование ГРАУ вызвало в Москву председателя ГЭК и начальника училища. Говорят, для проведения консультаций с Главным управлением кадров и Главным управлением военного образования. Ну, а процесс сдачи экзаменов продолжается, сдаёт и оставшиеся экзамены и наш герой, от сдачи других экзаменов его же никто не отстранял.

В результате он успешно защитил дипломный проект, сдал экзамены по марксизму-ленинизму, общевоинским уставам и ждал своей дальнейшей участи. Мы же вовсю тренировали процесс вручения дипломов, прощания со знаменем родного училища.

И вот за два дня до выпуска вызывают нашего героя к начальнику училища и предлагают два варианта решения его вопроса:

1. ему выдаётся справка установленного образца о том, что он прослушал полный курс высшего артиллерийского инженерного училища с пятилетним сроком обучения и он направляется в военный комиссариат по месту жительства для постановки на воинский учёт, т.е. на гражданку; 2. ему присваивается воинское звание «прапорщик», он направляется для дальнейшего прохождения военной службы в одну из частей ГРАУ и в случае примерной воинской дисциплины и добросовестного исполнения своих должностных обязанностей будет иметь право пересдать несданный экзамен и к представлению к присвоению воинского звания «лейтенант».

Конечно, был выбран второй вариант. Служил наш герой старшиной роты в части в 10 кмот г. Моздока. Я в этой части в 1995 году был в командировке, спрашивал у старожил, да, действительно служил такой прапорщик, но не долго.

Через год, в 1990 году опровергая известное утверждение, что солнце жарит и палит в отпуск едет замполит, я был в отпуске в Пензе. Естественно я не мог не придти в родное училище на выпуск курса младше на год, тем более многих я знал, да и они меня. Придя в училище, одними из первых в парадном строю молодых лейтенантов я увидел и двух своих однокурсников (уже бывшего прапорщика и того, которого отчислили перед самыми гос. экзаменами).

После торжественной церемонии они подошли ко мне, обнялись, поговорили, я их, конечно, поздравил. Всё-таки пять лет вместе учились, служили, ходили в наряды и т.д. Знаю, что по распределению тот, что был прапорщиком, был направлен толи в Средне-Азиатский, толи Туркестанский военный округ.

Но долго там не прослужил, около года. Точно не знаю, то ли избил кого, то ли подрался с кем, был осужден и, конечно, уволен. После отбытия наказания появился в Пензе, слышал, что подался в бандиты, ведь на дворе уже были шальные 90-е.

Больше о нём ничего не слышал. Второй бедолага служил в довольно хорошей части в Нижегородской области, но тоже не долго. В 1993 или 1994 году отказался от заключения первого контракта (в армии начали заключать контракты) и был уволен.

Затем работал главным инженером в парке культуры и отдыха в Пензе, но тоже недолго. Больше о нём не слышал. Вот такая история...".

будущие лётчики...
будущие лётчики...