Найти в Дзене

Ремень ГРМ. Просто о сложном: что это такое и зачем он нужен

Оглавление

Что такое ремень ГРМ? Как понять, что пришло время его менять? Что будет, если он всё-таки порвется? А главное - сколько будет стоить его замена? Как много вопросов и так мало ответов. Давайте разбираться по порядку.

Ремень газораспределительного механизма (сокращённо ремень ГРМ) отвечает за правильную подачу топливовоздушной смеси в двигатель и выход выхлопных газов через выхлопную систему. Проще говоря, чтобы горючее и воздух поступали в цилиндры в нужный момент времени. Усилие от шкива коленчатого вала через ремень передаётся на шкивы распределительных валов, которые в свою очередь открывают или закрывают клапаны, обеспечивая движение газов в цилиндрах двигателя. Отсюда и название: «ремень газораспределительного механизма».

Изготавливаются ремни ГРМ из высокопрочной резиновой смеси на основе каучука и представляют собой замкнутое кольцо с поперечными зубьями, которые передают крутящий момент, обеспечивают максимальное сопряжение и полностью исключают проскальзывание.

-2

Принцип работы ГРМ


От того, насколько правильно работают фазы газораспределения, зависит экономичность мотора, мощность и развиваемый момент. Всю работу можно условно разделить на 4 фазы:

Впуск топливовоздушной смеси
Поршень движется в нижнюю точку, открывая клапан впуска. Из карбюратора горючая смесь поступает в цилиндр. Когда поршень достигает нижнего положения, клапан впуска закрывается.

Сжатие и воспламенение смеси
Поршень движется вверх, сжимая горючую смесь. Когда он приближается к верхней точке, сжатый бензин возгорается.

Рабочий ход
Бензин сгорает, в результате чего происходит растяжение горючих газов и поршень начинает двигаться вниз. При этом два клапана оказываются закрытыми.

Выход отработанных газов
Коленчатый вал по инерции продолжает двигаться вокруг своей оси, а поршень движется вверх. Вместе с этим открывается клапан выпуска и выхлопные газы выходят через трубу. При прохождении клапаном мертвой точки, клапан впуска закрывается.

-3

Что будет, если ремень ГРМ оборвётся?


Последствия обрыва ремня ГРМ главным образом зависят от конструкции силового агрегата. Чем проще устроен двигатель, тем ниже вероятность серьёзного повреждения. Если в верхнем положении поршень не достаёт до открытого клапана, то в случае обрыва нужно будет менять только сам ремень. Однако современные двигатели направлены на достижение высокой мощности и у них нет глубоких выборок под клапанные тарелки.

Когда обрывается ремень ГРМ, положение валов останавливается в точке, которая была в момент обрыва. Тем не менее коленчатый вал какое-то время ещё продолжает двигаться по инерции, что приводит к столкновению поршней с открытыми клапанами. Вследствие чего и происходит загиб клапанов.

Ремень, оборванный на высокой скорости, может привести к загибанию всех 16 клапанов, лопанью втулок и сквозному пробиванию поршней осколками. В таком случае будет необходим дорогостоящий ремонт силового агрегата.

Как вы поняли, ремень ГРМ - это не та запчасть, на которой стоит экономить. Обязательно следите за пробегом автомобиля, чтобы не пропустить регламентированную отметку замены и приобретайте качественные ремни, которые прослужат весь заявленный срок.

-4

Когда менять ремень ГРМ


Когда пришло время менять ремень ГРМ – зависит от рекомендаций автоконцерна или фирмы-изготовителя конкретной детали. Одни ремни выдерживают 50.000 км, другие проходят более 100.000 км. Если рассматривать конкретные бренды, то можно увидеть следующие цифры: ресурс хода ремней для автомобилей Toyota, BMW, Volkswagen, Mazda и Nissan – 95.000 км, Hyundai – 75.000 км, KIA – 90.000 км, Audi и Renault – 120.000 км, Daewoo – 115.000 км; а Renault, Audi и Honda – 120.000 км. Точную информацию для своего автомобиля смотрите в технической документации.

Помимо срока эксплуатации ремня ГРМ, указанного производителем, можно смотреть и на внешние признаки, которые также могут быть сигналом к замене.

1. Большой возраст ремня
В среднем срок годности ремня ГРМ составляет около 5-6 лет. При правильном хранении за эти годы с ним ничего не должно произойти. Затем он начинает стареть, терять эластичность и трескаться. Если вы редко пользуйтесь автомобилем, но в эксплуатации он уже более 6 лет, то есть смысл проверить ремень ГРМ.

2. Следы жидкости на ремне
Попадание на ремень масла из потекших сальников распределительного вала или охлаждающей жидкости из потекшей помпы ускоряют старение ремня ГРМ и сокращают его ресурс хода. Масляные подтеки могут привести к проскальзыванию и рассинхронизации в работе клапанов и поршней.

3. Посторонние звуки и щелчки в моторе
Понять, что пришло время для замены можно и по характерным щелчкам в моторе. Чем выше обороты двигателя, тем интенсивнее и чаще возникает звук. Такой признак может сигнализировать, что ремень поврежден. Однако стоит сказать, что цикличное щелканье может исходить и от поврежденных подшипников натяжных роликов или помпы.

4. Проблемы с запуском мотора
Износ ремня ГРМ может привести к тому, что он перескочит на один зуб и тогда настройка зажигания собьется. Мотор будет плохо заводиться, а его запуск станет сопровождаться вибрациями и провалами в работе.

5. Дым из выхлопной трубы
Если при запуске двигателя слышны хлопки, а из выхлопной трубы выходит черный дым - это указывает на чрезмерное содержание воздуха в топливной смеси. Растянутый ремень вызывает повреждение катализатора, поскольку горючее в камерах не сгорает до конца и направляется в систему выхлопов. В таком случае катализатор подвергается высокотемпературному воздействию, а соты спекаются.

6. Двигатель не заводится, а стартер крутится вхолостую
Если стартер вращается нормально, но мотор отказывается запускаться, то скорее всего у вас произошёл обрыв ремня ГРМ. Из-за обрыва ремня клапаны могли столкнуться с поршнями и повредиться. После обрыва ремня обязательно нужно провести ремонт.

7. Визуальные деформации, трещины и потёртости
При наличии малейших признаков износа (трещины, потёртости, растрескивания, стертые зубья и др.) лучшим решением будет его замена. Для осмотра может понадобиться снять защитный кожух или разобрать часть двигателя.

-5

Как выбрать качественный ремень ГРМ


Ремень ГРМ является очень важной деталью, от которой зависит долгая и безотказная работа двигателя, поэтому к его покупке стоит отнестись очень серьезно. Ассортимент различных брендов достаточно широк, ремни могут отличаться как по цене, так и по качеству. Стоит заметить, что покупать только оригинальные ремни совсем необязательно. Дело в том, что сами автопроизводители довольно часто меняют своих поставщиков. Сегодня они устанавливают на свои автомобили в качестве оригинального ремня один бренд, а завтра могут начать ставить уже другой.

При выборе ремня ГРМ стоит опираться на следующие моменты:

1. Технические характеристики. Деталь должна соответствовать по своим параметрам оригиналу. В первую очередь нужно смотреть на артикул ремня, который указывается в описании и наносится на сам ремень. Все бренды маркируют свою продукцию.

2. Соотношение цена/качество. Чаще всего оригинальный ремень стоит дороже, поэтому имеет смысл покупать качественный, но при этом недорогой аналог. Слишком дешевые ремни покупать тоже не стоит, лучше всего ориентироваться на средний ценовой сегмент.

Приобретайте ремни Toyopower на OZON

-6

Замена ремня ГРМ


Замена ремня ГРМ — сложная задача, которая требует частичной разборки двигателя и навесного оборудования, точного совмещения меток на шкивах и правильной регулировки натяжителя. Без необходимых знаний и навыков заниматься самостоятельно этим не рекомендуется. Лучше обратиться в авторизованный автосервис, где все сделают быстро и качественно. Желание сэкономить может привести к неправильной установке или недостаточному натяжению ремня, что в итоге вызовет серьезную поломку авто.

При замене ремня ГРМ чаще всего одновременно меняют еще направляющий и натяжной ролики. Так как визуально сложно оценить степень износа роликов, их ресурс приравнивается к ресурсу ремня. Особое внимание при замене обращайте на состояние водяной помпы. В случае сомнений, ее тоже следует заменить.

-7

Точная последовательность работ по замене ремня ГРМ зависит от модели автомобиля, но в общем виде выглядит следующим образом:

1. Перед тем как снять клемму с аккумулятора и обесточить автомобиль - изучите «Руководство по эксплуатации и ремонту» машины. В некоторых автомобилях отсоединять клемму от аккумулятора нельзя, так как происходит сброс адаптаций в электронной системе управления. Тогда придется работать с необесточенным автомобилем. В остальных случаях: поднимите капот и отсоедините минусовую клемму аккумулятора (ключ в замке зажигания при этом должен быть выключен).

2. Снимите с автомобиля правое переднее колесо, подкрылок, локер и защиту, если они мешают получить доступ к шкиву коленвала.

3. Для получения доступа к крышке кожуха снимите или сдвиньте в сторону агрегаты, которые мешают работе. В зависимости от модели автомобиля иногда требуется снятие: ремня генератора, ремня вспомогательных агрегатов, генератора, бачка жидкости гидроусилителя руля (ГУР), адсорбера, насоса гидроусилителя, бачка системы охлаждения, кронштейна кондиционера, интеркулера, воздухозаборника и др. Точный список запчастей можно найти в вашем руководстве по обслуживанию автомобиля.

4. Снимите защитные крышки и кожухи, которые закрывают ремень ГРМ.

5. Выставите в одну линию метки на корпусе двигателя и метки на шкивах коленчатого и распределительного валов. На 8-ми клапанном двигателе один распредвал, на 16-и два распредвала. Проворачивать коленвал можно с помощью торцевого или гаечного ключа за болты коленчатого вала либо проворачивая колесо, поставив 5 передачу на коробке передач.

6. После снятия ремня зафиксируйте положение шкивов коленчатого и распределительного валов, способ и инструмент фиксации зависит от двигателя вашего авто.

7. С помощью торцевого или шестигранного ключа ослабьте гайку крепления натяжного ролика, а затем ослабьте натяжение ремня, чтобы его можно было снять.

8. Снимите ремень, проверьте его на наличие пятен масла и антифриза.

9. Открутите болты крепления, снимите и поменяйте натяжной и направляющий ролики. Установите водяную помпу, если решите ее менять.

10. Установите новый ремень, накинув его на зубчатую шестеренку коленвала, заведите на опорный ролик, на зубчатую шестерню одного или двоих распределительных валов, а затем на шестерню помпы. При установке ремня не сбивайте положение меток.

11. В отверстия на натяжном ролике вставляем специальный ключ для регулирования и проворачиваем до достижения нужного натяжения.

12. Удерживаем ролик ключом и фиксируем его положение, затягивая крепежный болт до упора.

13. Проворачиваем коленвал на два оборота и проверяем положение всех меток.

14. Устанавливаем все снятые агрегаты в обратном порядке и возвращаем на место минусовую клемму аккумулятора.

15. Заводим машину и проверяем: никаких посторонних звуков наблюдаться не должно. Если присутствует гул или свист - значит ремень перетянут и его нужно немного ослабить. Если после замены автомобиль плохо тянет, мотор неравномерно работает на холостых оборотах или заметен черный выхлоп - значит были неправильно выставлены метки. Если наблюдаете такую проблему, то придется переустанавливать ремень.