Родители ждут, что ребенок будет хорошо учиться, помогать с домашними делами, будет послушным и так далее, список можно продолжать очень долго. Но вдруг, почему-то ребенок плохо учится, ленится и не помогает, да и вообще сидит только в телефоне. Что делать?
На одной из консультаций, клиентка сокрушалась, что ее второй ребенок плохо учится. Для нее был шок узнать, что у него плохие оценки, потому что у старшего были одни пятерки. И она естественно ожидала того же самого от второго ребенка. И вот тут-то и находится корень проблемы - это ожидания.
Что такое ожидания? Это подножка, которую мы себе ставим. Человек что-то себе придумал и стал этого ждать. А когда не дождался, то стал испытывать отрицательные чувства. Чем больше ожиданий, тем больше разочарований и других отрицательных чувств будет у человека, который живет в фантазии, как другие должны поступать.
Моя клиентка "на автомате" стала ожидать хорошей учебы от своего второго ребенка, потому что первый учился на одни пятерки. И фраза учителя "А с чего вы взяли, что должны быть другие оценки" вернула ее с Небес на Землю. Мы действительно часто не замечаем, что придумываем себе как должны поступать другие, а потом страдаем, что они так не делают.
Как этого избежать?
Во-первых нужно осознать, что является ожиданием, а что реальностью. Ваш ребенок реально может учиться на одни пятерки? Возможно его особенности развития не позволяют в данный момент это делать. Ваш ребенок реально может себя хорошо вести? А может вы просите его о невозможном? Когда родители говорят детям, чтобы они не шалили, на самом деле они говорят "Не будь ребенком, пусть тебе будет 18, а не 6 лет".
Очень часто многое из того, что взрослые ожидают от своих детей, дети не могут выполнить физически. Годовасик не может не лезть везде и всюду, потому что у него потребность изучать мир. Трехлетка не может не говорить на все "нет", потому что у нее период отделения личности. Подросток не может не перечить, это задача его возраста научиться быть взрослым. Дети не могут стоять по стойке смирно как взрослые, потому что они дети! Многие дети в силу особенностей развития мозга не могут пока делать что-то.
Взрослые очень часто примеряют свои взрослые способности на детей и ожидают от них взрослого поведения. Это и приводит к неоправданным ожиданиям и дальнейшему разочарованию.
Что делать?
Хочу предложить вам два коучинговых вопроса, которые нужно задать самому себе. Первый вопрос:
"Почему я это ожидаю?"
Этот вопрос поможет вам понять, а относится ли ваше ожидание к той реальности, которая есть. Я, например, как мама ребенка с сильной задержкой речевого развития, не ожидала от дочери успехов в школе. Я реально смотрела на вещи. Хотя я могла бы ожидать от нее пятерок по всем предметам, потому что я же педагог, психолог и много знаю, мой ребенок должен быть отличник! Но я старалась смотреть на вещи реально, я понимала, что пока это не возможно в силу трудностей развития, которые были. И мне было очень радостно, что ребенок справляется с русским языком и любит этот предмет.
Если вы понимаете, что ребенок может оправдать ваше ожидание, но не оправдывает, тогда задайте себе второй вопрос:
"А что я сделала, чтобы ребенок оправдал это ожидание?"
Что вы сделали, чтобы ребенок хорошо учился? Что вы сделали, чтобы ребенок научился убираться в своей комнате? Что вы сделали, чтобы ребенок любил читать книги? Если ответ на этот вопрос только такой "Я его попросила это сделать", то этого не достаточно.
Чтобы иметь самостоятельного ребенка, нужно быть матерью которая умеет приучить ребенка к самостоятельности, которая последовательно учит этому. Чтобы иметь ребенка, который любит читать книги, нужно быть родителем, который показывает пример, который умеет вовлечь в это, а не просто сказать "Ты должен читать книги".
Чтобы что-то иметь, нужно сначала кем-то быть. Спросите себя, вы являетесь таким родителем? Ответ поможет вам ближе познакомиться с собой и стать более осознанным родителем. Удачи!