Найти тему

Почему англичане не католики, и при чем тут любовница-недотрога

Все мы со школьных уроков английского помним портрет толстого разряженного мужика (он же Генрих VIII) и его многочисленных супружниц (кто их там всех упомнит). Запомнить, что там с каждой случилось, было сложновато. Да еще и непонятно, почему почти вся Европа у нас католики, а Англия - отщепенец. Сейчас расскажу все простым человеческим языком.

Тот самый разряженный мужик, король Англии Генрих VIII
Тот самый разряженный мужик, король Англии Генрих VIII

Первой женой Генриха VIII была Катарина (она же Екатерина, она же Катерина, она же Каталина) Арагонская. Вообще, она уже была женой его старшего скоропостижно скончавшегося брата Артура. После смерти Генрих унаследовал не только право взойти на престол, но и старую жену братца. Та утверждала, что невинна аки агнец, мол,Артур брак консумироват не сумел. Генрих, молодой и, видимо, наполненный различными комплексами, радостно ведет Катарину под венец.

Так Катарина выглядела до брака с Генрихом
Так Катарина выглядела до брака с Генрихом

Ну в дальше их ждут двадцать лет достаточно унылого брака, в котором родилась лишь одна дочь. О похождениях Генриха налево знает вся английская знать, но, до поры до времени, все всех устраивает.

А так Арагонская выглядела после двадцати лет супружеской жизни
А так Арагонская выглядела после двадцати лет супружеской жизни

Пока на сцену не выходит Анна Болейн. Конечно же, это не она сама по себе такая роковуха, она, на минуточку, представительница сильнейшего клана знати того времени. Ее родная сестра Мария, кстати, уже числилась в любовницах Генриха и даже, по некоторым данным, родила от него. Но никаких существенных профитов для семьи Болейн (или Говард по матери) это не принесло. Тогда старшие родственники загорелись идеей посадить Анну на престол. Ну и началась история, из-за которой Англия перестала был католической страной.

Слева - портрет Анны Болейн. Справа - то, как ее представляют современные деятели киноискусства. Повесточка, однако.
Слева - портрет Анны Болейн. Справа - то, как ее представляют современные деятели киноискусства. Повесточка, однако.

Конечно, отказывать королю было не принято. А Анна (науськанная умными родичами) встала в позу, мол, что вы обо мне подумали? Я вообще девушка приличная, до свадьбы ни-ни. Генрих такого, понятно, не ожидал, и интерес его только возрос. Он предложил Катарине развод, мол, мы уже не те, любовь ушла, детей нет, чего нам делить. Но Арагонскую такой расклад не устроил.

Генрих, недолго думая, пошел традиционным для того времени путем - направил в Ватикан прошение о расторжении брака, ссылаясь на то, что все двадцать лет совместной жизни подозревал, что Катарина не была девственницей на момент бракосочетания. Но думал он, видимо, и правда не долго, потому что не учел, что его теща и тесть - Изабелла и Фердинанд, владетели Испании, защитники католической веры, которых сам Папа Римский нарек Los Reyes Catolicos. Понятное дело, Ватикан не спешил обидеть их дочурку аннуляцией брака.

Так что ситуация накалялась: Анна уперлась рогом, Катарина тоже сдаваться не собиралась, хотя ее прессовали по полной: вызывали в гражданские суды и обвиняли в неверности, отлучили от дворца, срезали содержание и тд. Англию волновало отсутствие наследника престола, Генриху тоже было некомфортненько, все государственные дела шли по одному месту.

Кранмер, который, вроде как и помог королю, и вроде как его помощь и не пригодилась
Кранмер, который, вроде как и помог королю, и вроде как его помощь и не пригодилась

Решение нашлось простое и изящное (и черт с ним, что оно рушило всееееее традиции и правила католического мира). Король (не без подачи семьи Болейн) назначил Архиепископом Кентерберийским Томаса Кранмера, который до этого занимал лишь второстепенные должности. Зато Кранмер был благодарным: он начал работать над процедурой аннуляции первого брака Генриха даже до того, как из Рима пришло одобрение его кандидатуры. Правда, там уже все совсем распоясались, и, король вообще умудрился тайно жениться на Болейн еще до официального развода. Анна сама тоже распоясалась, кстати, поэтому выходила замуж уже беременная. А уж короновали ее на совсем поздних сроках.

А еще чуть позже Генрих еще сильнее распоясался (хотя куда уж?) и вовсе решил. что сам будет главой английской церкви. А Папа, ну что Папа, Папа никого не волнует.

Впрочем, несмотря на все сложности, ушла любовь, завяли помидоры достаточно быстро. И, хотя Анна и дорвалась до желаемого титула, корона не спасла ее голову от разделения с телом. Об этом, пожалуй, в следующей части.