Ощущаю себя "жертвой ЕГЭ"=) Хотя, школу закончила в 1998 году и по литературе всегда стояла твёрдая пятёрка. Оказывается, я почти не знаю биографии наших поэтов. Сегодня утром у меня произошло очередное открытие. Я хотела показать вам один интересный дом в Армянском переулке.
Посмотрите, какой красавец с обманчивой внешностью! С обманчивой, потому что это не один, а два дома соединённые эркером.
В 1901 году был построен корпус вдоль Армянского переулка (архитектор В. А. Властов), а в 1905 году завершено сооружение корпуса вдоль Кривоколенного переулка (архитектор П. К. Микини).
Кстати, в этом доме в 1908-1911 гг со стороны Армянского переулка снимал квартиру Николай Александрович Бердяев.
Я так и представляю, как он стремительно открывает дверь в этот чудесный подъезд.
Но в рассказе о доме, меня привлекла другая фраза:
До постройки дома на его месте находилась усадьба, которой владели родители поэта Ф. И. Тютчева, а позже — литераторы М. Н. Катков и П. М. Леонтьев, которые организовали в усадьбе редакцию журнала «Русский вестник» и газеты «Московские ведомости».
Родители Тютчева в Москве?
А дальше я прочитала, что в эту усадьбу они переехали в 1831 году. А до этого с 1810 года они жили также в Армянском переулке, но в доме №11.
В доме, который для Ивана Сергеевича Гагарина построил Матвей Казаков. И с 7 до 19 лет Фёдор Тютчев прожил в этом доме!
В 1831 году Тютчевы продали усадьбу Московскому попечительству о бедных, которые разместили в ней богадельню, получившую по имени одного из благотворителей название Горихвостовская.
Вот так одна маленькая прогулка по Москве в очередной раз показала мне, как мало я знаю о истории нашей страны. И как я люблю такие прогулки! Когда есть привязка к месту, то история становится осязаемой. Те же годы жизни поэта не становятся абстрактными.
Вот в семь лет маленький Федя приехал в Москву. В свой новый и красивый дом. Вот он бегает по улицам.
В 1812 году, опасаясь нашествия французов, семья уехала в Ярославль, откуда вернулась в ноябре того же года
А потом 10-летний мальчик уже вернулся в другой, раненый и растерзанный город. Возможно, отец брал его с собой на работу.
С 1813 года занимал пост смотрителя экспедиции Кремлёвского строения
В столь юном возрасте он увидел, во что превратили сердце его родины, его город. Как просвещенные европейцы вели себя в наших храмах Тютчев очень хорошо запомнил и усвоил урок, который преподал нашей стране Наполеон. Фёдор Иванович посвятил свою жизнь защите чести нашей страны и солдат.
«Пройдитесь по департаментам Франции, где вражеское вторжение 1814 года оставило свой след, и спросите жителей этих провинций, какой солдат из войск противника постоянно проявлял величайшую человечность, строжайшую дисциплину, наименьшую враждебность к мирным жителям, безоружным гражданам, – можно поставить сто против одного, что вам назовут русского солдата»
Но уже тогда, как и сейчас он очень переживал о любителях переписывать историю:
«поколение 1813 года приветствовало с благородным восторгом… удалось с помощью припева, постоянно повторяемого нынешнему поколению при его нарождении, почти удалось, говорю я, эту же самую державу преобразовать в чудовище для большинства людей нашего времени, и многие уже возмужалые умы не усомнились вернуться к простодушному ребячеству первого возраста, чтобы доставить себе наслаждение взирать на Россию как на какого-то людоеда XIX века»
Узнав, что Тютчев своими глазами видел Москву после прихода Наполеона, я ещё сильнее понимаю и ощущаю его боль, гнев и недоумение в строках из "Клеветникам России":
И ненавидите вы нас…
За что ж? ответствуйте: за то ли,
Что на развалинах пылающей Москвы
Мы не признали наглой воли
Того, под кем дрожали вы?
За то ль, что в бездну повалили
Мы тяготеющий над царствами кумир
И нашей кровью искупили
Европы вольность, честь и мир?..
Спасибо, что читаете!