Фридрих Великий прославился не только и не столько своими победами и поражениями, но и тем, что обожал войну и сделал из неё смысл своего существования, за что его многие считают безумцем. Если же вспомнить, что он хорошо играл на музыкальных инструментах, писал целые книги, переписывался с Вольтером (сохранились десятки томов их переписки), отличался веротерпимостью (Пруссия в годы его правления считалась чуть ли не самым веротерпимым государством мира), то возникает ощущение, что преклоняться перед войной он стал не сразу.
Люди, посвятившие свою жизнь какому-либо делу, становятся профессионалами, так как живут этим делом. Со стороны они могут показаться людьми не интересными, потому что они сами себя ограничили своим любимым делом. Но такое часто происходит, если человеку действительно нравится то, чем он занимается. А Фридриху многое нравилось, но свой последний и окончательный выбор он остановил на войне, потому что восхитился собственной храбростью, с упоением в неё погрузился. Если бы не это, то вряд ли бы он так полюбил войну, потому что он первоначально вообще её ненавидел, как и всё, что связано было с его деспотичным отцом, который казнил лучшего друга его молодости, с которым он хотел убежать от отца.
Это-то и удивительно, что он ненавидел сначала всем своим естеством, потом же полюбил так горячо, что не мог жить без армейских порядков, военного окружения, парадов и всего того, с чем ассоциируется военное дело, да так, словно ничего другого и не было. Нет, он не сошел с ума, но он растворился во всем, что связано с войной, что вызывало ненависть и жалость к нему у той же Марии Терезии, не понимавшей такой страстной любви. Хотя какая разница, что человек любит, если он хочет любить что-то, то он будет это любить всё больше и больше. Что вызывает усталость, раздражение, разочарование, усиливает его влечение к любимому предмету.
Наверное в этом и есть трагедия, любить больше, чем нужно, чтобы оно тебя и раздавило, словно какое-то насекомое. Фридриха ждала катастрофа, но ему повезло с поклонниками, среди которых оказался российский император. Везение у него, конечно, было космических масштабов, без него, его любовь бы убила его, растоптала, ничего не оставив, кроме прошлого. А так он отделался легким испугом. Иметь такую фортуну хотел бы каждый, но не всем она дается.
Все старания могут пойти прахом, каким бы ты опытным и умным ни был профессионалом, но Фридриху нравилось всё военное, даже если это большие поражения. Вот уж действительно, что радость и счастье зависят напрямую от восприятия и отношения. Если они наполнены негативом, то, чтобы хорошее ни происходило, всё мало и всё плохо, не хорошо, если же позитивом, то остальное, как говорится, дело техники, даже если тебя бьют, как малого неразумного ребенка.