Найти тему

Что фрилансеру нужно узнать у заказчика перед началом сотрудничества

Оглавление

Правильные вопросы помогут вам полностью понять задачу и настроиться на заказчика. Этот список можно распечатать и хранить перед глазами, чтобы точно ничего не забыть.

Естественно, всё опционально и зависит от вашей сферы.

Задача

  • Какая задача стоит перед компанией?
  • Что я должна привнести в компанию?
  • Что будет зависеть от меня?

Предложите заказчик у описать всё в терминах его мира: «хочу повысить самооценку», «хочу продать тысячу воздушных шаров за день», «хочу выйти на международный рынок»

Время

  • Когда дедлайн?
  • Почему именно такой срок и что планируется после? Какие результаты?
  • Что нужно сделать в первую очередь?

Польза

  • Чем я могу быть ещё полезна компании?
  • Могу ли я взяться ещё за то и это, если умею это делать?

Что имею здесь ввиду: я, как копирайтер, часто упоминаю, что не просто «сдаю текстики», но и отслеживаю, как они выглядят на сайтах. Поэтому предлагаю курировать дизайнеров и спрашиваю, могу ли вносить правки по оформлению, чтобы были правильные переносы, размеры заголовков, расположение картинок и т. д. Возможно, в вашей сфере это тоже пригодится. Ценность повысит точно.

Ожидания

  • Что вы ждёте от нашего сотрудничества?
  • Как вам комфортнее работать? Можно ли рекомендовать что-то по ходу работы?
  • Какой у вас график работы? Когда вас можно дёргать, в какое время?

Техническая сторона

  • В каких мессенджерах ведётся общение?
  • Есть ли чек-листы по проделанной работе и на каких платформах?
  • Кто проверяет работу и даёт правки?
  • За кем последнее слово при утверждении?

Что имею ввиду: часто общаетесь вы с одним человеком, правки вносит другой, утверждает третий и последнее слово вообще за четвёртым. Чем больше таких цепочек, тем сложнее и нервнее будет заказ. Кто-то пропустил, кто-то не так понял, кому-то вообще плевать на свою работу. А третьему нужно «поиграться со шрифтами» и точка. Иногда можно попросить общаться с одним-двумя менеджерами вместо десяти, чтобы не было испорченного телефона.

Открытые и закрытые вопросы

Тема в работе с заказчиками - стараться использовать открытые вопросы (но к месту).

Закрытые вопросы - односложные, ответ только да/нет/не знаю

Подходят, когда надо подтвердить задачу:

  • Я правильно поняла: сейчас надо сверстать два одностраничка и чтобы в конце была кнопка Купить?
  • Да, всё верно!

Не подходят, когда вы задачу только обсуждаете:

  • Вам нужен контент-маркетинг?
  • Нет.
  • СММ?
  • Нет.
  • Продажи?
  • Мы в угадайку тут играем или работаем?

Открытые вопросы - предполагают развёрнутый ответ, который покажет позицию, желания, мнение и взгляды собеседника

Подходят для обсуждения ТЗ и понимания задач:

  • Подскажите, какая реклама конкретно вам нужна?
  • Ну, меня интересует контент-маркетинг
  • А почему именно он?
  • Ну все сейчас по контенту, это модно и интересно
  • Смотрите, ваша аудитория несколько отличается от «моды», покупатели синих дроздов кучкуются в сильно маленькие группы. Мы можем расширить сферы влияния до... Как вы но это смотрите, что думаете?

И вот вы уже предлагаете не только контент, но и вообще всё, что умеете :) Фриланс - это продажа себя.

Посмотрите, как по-разному выглядят вопросы. Какому собеседнику вам бы хотелось ответить, если бы вы заказывали у него что-то важное?

  • Вы хотите полезную статью или продажную?
  • На снимках ваша тётя должна улыбаться? Плакать?
  • Вам нужен простой логотип или сложный?
  • Какая задача у этой статьи? Что она должна делать?
  • Какой вы хотите видеть тётю но снимках? Что она за человек?
  • Каким вы видите логотип? Что он должен отразить? О чём ваша фирма?

Где больше чувствуется вовлечённость, сопричастность, эмпатия? Где кажется, что собеседник общается на отвали и ваш запрос ему вообще до лампочки?

В следующий раз поговорим что делать, когда заказчик выводит из себя, как решать возникающие проблемы.

-2