Правильные вопросы помогут вам полностью понять задачу и настроиться на заказчика. Этот список можно распечатать и хранить перед глазами, чтобы точно ничего не забыть.
Естественно, всё опционально и зависит от вашей сферы.
Задача
- Какая задача стоит перед компанией?
- Что я должна привнести в компанию?
- Что будет зависеть от меня?
Предложите заказчик у описать всё в терминах его мира: «хочу повысить самооценку», «хочу продать тысячу воздушных шаров за день», «хочу выйти на международный рынок»
Время
- Когда дедлайн?
- Почему именно такой срок и что планируется после? Какие результаты?
- Что нужно сделать в первую очередь?
Польза
- Чем я могу быть ещё полезна компании?
- Могу ли я взяться ещё за то и это, если умею это делать?
Что имею здесь ввиду: я, как копирайтер, часто упоминаю, что не просто «сдаю текстики», но и отслеживаю, как они выглядят на сайтах. Поэтому предлагаю курировать дизайнеров и спрашиваю, могу ли вносить правки по оформлению, чтобы были правильные переносы, размеры заголовков, расположение картинок и т. д. Возможно, в вашей сфере это тоже пригодится. Ценность повысит точно.
Ожидания
- Что вы ждёте от нашего сотрудничества?
- Как вам комфортнее работать? Можно ли рекомендовать что-то по ходу работы?
- Какой у вас график работы? Когда вас можно дёргать, в какое время?
Техническая сторона
- В каких мессенджерах ведётся общение?
- Есть ли чек-листы по проделанной работе и на каких платформах?
- Кто проверяет работу и даёт правки?
- За кем последнее слово при утверждении?
Что имею ввиду: часто общаетесь вы с одним человеком, правки вносит другой, утверждает третий и последнее слово вообще за четвёртым. Чем больше таких цепочек, тем сложнее и нервнее будет заказ. Кто-то пропустил, кто-то не так понял, кому-то вообще плевать на свою работу. А третьему нужно «поиграться со шрифтами» и точка. Иногда можно попросить общаться с одним-двумя менеджерами вместо десяти, чтобы не было испорченного телефона.
Открытые и закрытые вопросы
Тема в работе с заказчиками - стараться использовать открытые вопросы (но к месту).
Закрытые вопросы - односложные, ответ только да/нет/не знаю
Подходят, когда надо подтвердить задачу:
- Я правильно поняла: сейчас надо сверстать два одностраничка и чтобы в конце была кнопка Купить?
- Да, всё верно!
Не подходят, когда вы задачу только обсуждаете:
- Вам нужен контент-маркетинг?
- Нет.
- СММ?
- Нет.
- Продажи?
- Мы в угадайку тут играем или работаем?
Открытые вопросы - предполагают развёрнутый ответ, который покажет позицию, желания, мнение и взгляды собеседника
Подходят для обсуждения ТЗ и понимания задач:
- Подскажите, какая реклама конкретно вам нужна?
- Ну, меня интересует контент-маркетинг
- А почему именно он?
- Ну все сейчас по контенту, это модно и интересно
- Смотрите, ваша аудитория несколько отличается от «моды», покупатели синих дроздов кучкуются в сильно маленькие группы. Мы можем расширить сферы влияния до... Как вы но это смотрите, что думаете?
И вот вы уже предлагаете не только контент, но и вообще всё, что умеете :) Фриланс - это продажа себя.
Посмотрите, как по-разному выглядят вопросы. Какому собеседнику вам бы хотелось ответить, если бы вы заказывали у него что-то важное?
- Вы хотите полезную статью или продажную?
- На снимках ваша тётя должна улыбаться? Плакать?
- Вам нужен простой логотип или сложный?
- Какая задача у этой статьи? Что она должна делать?
- Какой вы хотите видеть тётю но снимках? Что она за человек?
- Каким вы видите логотип? Что он должен отразить? О чём ваша фирма?
Где больше чувствуется вовлечённость, сопричастность, эмпатия? Где кажется, что собеседник общается на отвали и ваш запрос ему вообще до лампочки?
В следующий раз поговорим что делать, когда заказчик выводит из себя, как решать возникающие проблемы.