Найти в Дзене

Атомно-банковский автомобиль. Что стоит за сотрудничеством Тинькофф и Росатома?

Проект нового российского электромобиля «Атом» был представлен в мае 2023 г., а на днях на машину был открыт платный предзаказ. Машина относится к классу компактных городских кроссоверов. По техническому заданию «Атом» должен иметь 500 км запаса хода, максимальную скорость около 170 км/ч и разгоняться до 100 км за 7 секунд. По задумке разработчиков автомобиль должен входить в бюджетный ценовой сегмент. 31 июля открылся предзаказ на автомобиль – любой желающий может потратить 7 тыс. рублей, которые можно вернуть и отказаться от брони в любой момент, и через 2 года получить цифровой ключ для покупки машины. Однако до сих пор неизвестна ни цена, ни точные технические характеристики, а предсерийный образец обещают выпустить только в конце следующего года. 31 июля люди ожидали увидеть что-то «физическое», однако получили лишь предложение потратить деньги на покупку возможности купить авто в числе первых. Часть экспертов скептически отнеслась к проекту и способам его продвижения через Тинь

Проект нового российского электромобиля «Атом» был представлен в мае 2023 г., а на днях на машину был открыт платный предзаказ. Машина относится к классу компактных городских кроссоверов. По техническому заданию «Атом» должен иметь 500 км запаса хода, максимальную скорость около 170 км/ч и разгоняться до 100 км за 7 секунд. По задумке разработчиков автомобиль должен входить в бюджетный ценовой сегмент.

31 июля открылся предзаказ на автомобиль – любой желающий может потратить 7 тыс. рублей, которые можно вернуть и отказаться от брони в любой момент, и через 2 года получить цифровой ключ для покупки машины. Однако до сих пор неизвестна ни цена, ни точные технические характеристики, а предсерийный образец обещают выпустить только в конце следующего года. 31 июля люди ожидали увидеть что-то «физическое», однако получили лишь предложение потратить деньги на покупку возможности купить авто в числе первых.

Часть экспертов скептически отнеслась к проекту и способам его продвижения через Тинькофф. Действительно, плата за продукт, которого еще нет, могла стать массовой 10-15 лет назад, но не сейчас, когда общество, все еще готовое выложить деньги за спорные товары и услуги, стало более избирательным и опытным в потребительском поведении. В телеграмм-канале автомобиля «Атом» по состоянию на август 2023 г. чуть более 10 тыс. подписчиков, люди в комментариях сравнивают новинку с ё-мобилем, упрекают производителя в отсутствии фото и информации хотя бы о примерной стоимости машины. Один из пользователей выразил желание узнать цену автомобиля со словами «а то купишь шанс покупки автомобиля за 100 млн рублей».

Особенно подчеркивается электронная начинка устройства.

К разработке начинки присоединилась Тинькофф Авто. Платформа по продаже автомобилей хочет создать экосистему, которая позволит покупать машину так же просто, как сейчас можно купить любой товар на маркетплейсе.

В дальнейшем предполагается интеграция с платформой «Тинькофф Город» - сервисом, позволяющим спланировать день, заказ билеты, еду, поставить бронь на номер в гостинице или столик в ресторане. Сложно сказать насколько будет успешной такая интеграция. Упрощение покупки машины действительно выглядит привлекательным предложением, однако такой продукт стоит намного дороже, чем даже самые дорогие товары на маркетплейсе.

-2

Покупателю при покупке таких товаров всегда хочется вживую ознакомиться с приобретаемым товаром.

Наверное, именно из-за этого до сих пор востребованы книжные магазины, а не электронные маркетплейсы, вопреки прогнозам Джеффа Безоса. Создание электронной платформы внутри бортового компьютера Атома также видится спорным решением. Для овладения аудиторией система должна быть стабильной и быть более удобной для использования, чем смартфон. Однако при текущих возможностях телефонов и привычке покупателей, перенос покупателями Атома своих повседневных потребительских привычек на бортовой компьютер своей машины кажется маловероятным.

Однако при всех спорных моментах сам заход Тинькофф на автомобильный рынок и в проект «Атом» может принести электромобилю молодую и продвинутую аудиторию, от 20 до 40 лет, со средним и высоким уровнем дохода, который являются активными пользователями цифровых сервисов Тинькофф.

Однако, эта продвинутая аудитория в основном проживает в больших городах, где с господдержкой развивается городской транспорт, который конкурирует с личным. Обеспечить устойчивый спрос на авто, которое уже сравнивается с печально известным ё-мобилем, и один из разработчиков которого – «КАМАЗ» – уже представлявший 3 года назад свой вариант электромобиля «Кама-1», который в итоге не увидел своего серийного варианта, будет достаточно сложно в контексте упоминавшегося скептицизма покупателей в комментариях тг-канала «Атом».

-3

Авто корреспондент газеты «Коммерсантъ» Ольга Никитина говорит о редкости практики внедрения платных предзаказов на автомобиль, а истинной целью является попытка оценить реальную заинтересованность потенциальных покупателей в продукте, а также привлечение новых инвесторов в распиаренный проект.
Многие эксперты верят в то, что в итоге Атом, в отличие от других заявок, сойдет с конвейера. Ведь за ним стоят инженерные и производственные компетенции Росатома, КАМАЗа, а также финансовые, цифровые и клиентские компетенции Тинькофф.