Найти в Дзене

История одной фотографии, которой в этом году исполнилось полвека. Даже страшно стало от такой цифры

Оглавление

Разбирая семейный архив, обнаружила свои детские фотографии. Прошло 50 лет, а в памяти сохранились имена почти всех ребят и взрослых.

Фото из архива автора. Год 1973,пионерский лагерь "Колос", 3 отряд, 1  заезд
Фото из архива автора. Год 1973,пионерский лагерь "Колос", 3 отряд, 1 заезд

Добрый день, дорогие друзья! Если спросить наше поколение, кто не был в пионерском лагере, руку поднимут единицы))) В свои школьные годы мне удалось съездить несколько раз и каждый заезд отличался друг от друга. Чем же был примечательным этот заезд: год 1973 пионерский лагерь "КОЛОС" 3 отряд 1 заезд.

Прошло много лет, а в памяти остались те чудесные дни отдыха. Помню имена всех девчонок и мальчишек, а также воспитателей.

В Одноклассниках нашла некоторых из ребят, с которыми в тот год были вместе. Вот что пишет Виктор Б.:

"На фото я единственный не в белой рубашоночке, потому что застыдился грязного воротничка, хотя на фото не ктобы и не заметил того изьяна, но такова действительность.Командир третьего отряда "Дружба"- это точно я и к бабкам ходить не надо!
А я рубашку белую угваздал, на синию футболку красный галстук завязал."Отррряд! Ррравняйсь! Смиррррна!Боже,не ужели это было?!"

Обсуждение в ОК данной фотографии
Обсуждение в ОК данной фотографии

На этой фотографии наш отряд перед закрытием смены. Вечером мы пойдем к огромному костру и будем прощаться с лагерем под песню:

Набрали мы сосновых веток, зажгли в лесу костёр.
О том, как славно жили летом, заводим разговор.
Горит костёр, и дым витает, а мы сидим кружком.
Глядим, как наш костёр пылает, мечтаем и поём: -
«Гори, костёр, подольше, гори, не догорай,
Сегодня лагерю скажем: «Прощай, прощай, прощай!"

Пионерский костер или, как его еще называют, «шалаш», - самый известный и популярный из всех костров. Именно такой, зажигали на прощание с лагерем. Сидели возле него все отряды, пели песни, было награждение активистов, плясали "Летку-енку" и "Танец Лавата", прощались, плакали...
А потом писали друг другу письма и вспоминали дни, проведенные в лагере.
За костер отвечал один физрук, он и готовил его со старшими отрядами.
Помню эти ощущения жары и летящие искры, но ничего не боялись, поэтому такие мероприятия проходили весело и без оглядки на безопасность и сохранения жизни и здоровья.
Фото из открытых источников интернет
Фото из открытых источников интернет

Самые интересные события происходили ночью. Мы жили в одноэтажном бараке. В нашей палате справа стояла огромная печка и четыре кровати.

После отбоя воспитатель закрывала дверь на замок и уходила, Мы были предоставлены сами себе. Открывали окно, через него бегали в туалет, если добежим))) Через окно к нам также влезали мальчишки, в белых простынях, подсвеченные лица фонариками. Очень страшно. И начиналось самое интересное - рассказ страшилок от "Гроба на колёсиках" до "Отдай моё сердце". Кто успевал заснуть - того мазали зубной пастой, а ещё очень хотелось после 11 вечера кушать - желудок сводило - ели апельсиновую пасту и запивали водой.

С глубокой древности в человеке живет потребность трагического. Потребность трагического удовлетворялось через страх. Именно, через страхи мы познавали мир и учились с ним взаимодействовать. Что в детстве нас пугало, сейчас кажется смешным и нелепым. Но, если быть честным с самим собой, до сих пор некоторые, на первый взгляд, глупые и наивные страшилки, вызывают почти забытое ощущение холодка, пробегающего по спине.

Мы сбившись в кучку, прижавшись тесно друг к другу тёмными вечерами и начинали выдумывать истории с острым трагическим конфликтом, который развивался на основе противостояния и борьбы двух традиционных фольклорных систем: "добра" и "зла". Систему "добра" олицитворял мальчик, девочка, семья, группа людей, которых "зло" стремилось погубить. "Зло" представлено образами мачехи, старика, ведьмы, либо неодушевленными элементами - пятно, рояль, шторы, форточка.

Каждая история имела множество вариаций, что пересчитать их все абсолютно невозможно. Обьединяет их только одно - призраки, жаждущие мести. Кто и что были главными героями этих историй?

  • Занавески голубые и красные, зелёные и белые, занавасками с черепом и змеямим – цвета менялись в зависимости, какая фантазия была у рассказчика. Тем более, что в детстве жуткими кажутся любые занавески любого цвета, которые колышутся от сквозняка, а может от того, что за ними спряталось ужасное чудовище.
  • Пианино всегда вызывало у детей священный ужас. Кого-то заставляли на нём играть, кто-то умудрялся уронить на пальцы крышку, а кому-то было страшно от того, что пианино напоминало огромный гроб. Так или иначе, вариаций на тему истории о чёрном пианино существует множество.
  • Красные носки или туфельки.

Каждый вечер мы собирались в тёмной комнате и рассказывали страшилки, импровизировали на сколько хватало фантазии. Рассказчик каждый вечер менялся.

Гроб на колёсиках
Сейчас даже само выражение «гроб на колёсиках» кажется смешным, а вот в детстве это было действительно страшно.
Жила-была девочка у мамы. Однажды она осталась одна. И вдруг по радио передают:
- Девочка, девочка, Гроб на Колесиках выехал с кладбища, твою улицу ищет. Прячься.
Девочка испугалась, не знает, что делать. Мечется по квартире, хочет маме по телефону позвонить. А в телефон говорят:
- Девочка, девочка, Гроб на Колесиках нашел твою улицу, он твой дом ищет.
Девочка пугается страшно, все замки запирает, но из дома не убегает. Дрожит. Радио снова передает:
- Девочка, девочка, Гроб на Колесиках твой дом нашел. В квартиру едет!
И так далее. Короче, когда мама домой приходит, она находит девочку неживой. Только во рту одно колесико какое-то.

История о белой женщине
Раньше на месте лагеря был замок. Там жил богатый барин. У него была слуга Белина. Однажды он приказал ей постирать его белую рубаху. Белина постирала ее, но когда вешала сушить, случайно уронила рубаху. Барин страшно разозлился, он отрубил голову Белине и зарыл ее под деревом. На дереве он набил крест. После этого Белина стала совершенно белой - волосы, тело, все.
Теперь ночью она ходит по лагерю и если увидит неспящего в белой рубахе после полуночи -она задушит его…

Когда страшилки надоедали, мы начинали вызывать духов, с помощью книги.

Брали любую книгу, между страницами вставляли ножницы, оставив кольца снаружи. Крепко перевязывали книгу лентой. И начинался процесс: брались два человека за кольца ножниц указательным пальцем, сосредоточивались и начинали вызывать духа: «Дух того-то, приди!». Через некоторое время вы увидите, что книга двигается влево или вправо. Это значит, что дух пришел. И начинали ему задавать вопросы. Кто-то не выдерживал этого действа и книга летела вниз, и все громко визжали от испуга, что дух с нами остался в палате))

Пока писала, сама на себя страх нагнала, как будто я снова очутилась в лагере, в тёмной комнате...

А что вы помните из своего пионерского летнего отдыха. Делитесь впечатлениями в комментариях.

Сибирочка 63