Найти в Дзене

Заказчики фрилансера - великие и ужасные

Оглавление

Вот вы вроде нашли первых заказчиков. А, собственно, что делать дальше? Как общаться? Господи, какие они страшные... Что-то хотят, звонят 24/7, объяснить нормально не могут... Аааааа! Без паники! Начнём с главного:

Правила работы и личные границы

Запомните главное правило: вы - НЕ РАБЫНЯ.

Вы с заказчиком - коллеги и сотрудники, вы на одной ступени. У него есть пожелания и средства, у вас - умения и возможности. Это не значит, что он стоит над душой, размахивая плёткой, а вы посылаете его ко всем чертям, если не поняли задачу («Мне же виднее»).

Фриланс - сотрудничество.

Не рабство «я заплатил, поэтому сдеру три шкуры!»

Не снисходительность «заказчики тупы как дети или пробки, ну помогу убогому, так и быть».

Поэтому не забывайте и не забывайтесь. И чтобы не было вот такого:

-2

Поможет в этом навык качественного выставления границ:

Чётко обговорите свои рабочие часы и выходные

Сделайте пометку, что в это время вы вообще не на связи - ни для правочек, ни для вопросиков. Всё порешаете потом, когда настанет рабочий день. Упомяните, что сюда не относится что-то срочное.

Заранее планируйте отпуска и передавайте свои задачи другим

На фрилансе как на обычной работе: не можно купить ночью билет и свалить, отключив телефон. Хороший тон - офисный: предупредить о планируемом отпуске за 2-3 недели, договориться о датах, сказать, что в сети вы не будете, но найдёте человека на своё место. В ваших интересах, чтобы этот человек также ответственно подходил к работе, поэтому своих коллег надо знать заранее.

Как было у меня: на одном постоянном заказе я передавала небольшие дела менеджеру, который работал в этой же компании, был в общем рабочем чате и знал функционал платформы (чтобы не тратить время на обучение). Мы договаривались, что он будет загружать статьи, которые я напишу заранее, и дублировать их в соцсети.

С другими постоянными заказчиками моей задачей были небольшие посты по штуке в день, поэтому я заранее писала 12 постов на 12 дней подряд, согласовывала их и ставила на таймер.

Ваши договорённости зависят от того, чем на фрилансе занимаетесь конкретно вы.

Обязательно предупреждайте, когда заказчик получит ответ

Неважно, в какое время он пишет: в рабочее или когда вы почти вышли в открытое море. Увидели сообщение - тут же написали: «Привет! Вижу, смогу ответить через час/завтра/через неделю, если не горит». В рабочее время тоже не всегда надо отвечать как только так сразу: «10 минут и включусь в задачу». Не приучайте, что вы всегда в сети и тут же отвечаете. У вас может быть ещё тысяча заказов помимо этого.

Ключевое: вежливость и забота.

Не хамите, не сливайтесь и не бойтесь написать, что чего-то не успеваете.

Лучше заказчик узнает об этом сейчас - и вы решите, что делать, чем пройдёт три часа и аврал превратится в писец.

-3

Проявляйте заботу: спрашивайте, когда заказчик сможет ответить и уведомляйте, когда на связи будете вы. Когда выходные, когда работа, когда точно не будете в сети.

На самом деле, тема человеческих границ обширная: она относится и к рабочим отношениям, и к личным. Рекомендую почитать подробнее, жить станет проще и веселей. Все материалы есть в гугле в открытом доступе!

В следующий раз поговорим о начале сотрудничества. Что спрашивать у заказчика перед началом сотрудничества.

-4