122 года со дня рождения Луи Армстронга — величайшего трубача и шоумена XX века. Для друзей — просто Сачмо!

924 прочитали

В 1964 году хит-парады были захвачены британскими рок-группами во главе с «Битлз». Джаз давно вышел из разряда любимцев молодёжи. Но ветеран джазовой сцены, трубач и хрипун Луи Армстронг мог позволить себе масштабные гастроли. На одном из концертов из зала вдруг раздался крик: «Hello, Dolly!» С каждым новым выступлением эта фраза звучала все громче и чаще.

В 1964 году хит-парады были захвачены британскими рок-группами во главе с «Битлз». Джаз давно вышел из разряда любимцев молодёжи.

Озадаченный Луи обернулся к контрабасисту Эрвеллу Шоу и спросил: что за чертовщина им нужна, какая ещё «Hello, Dolly»? Он и сам забыл, как ранее в том же году записал задорную безделицу под названием «Привет, куколка» для одноимённого мюзикла. Пока оркестр был в туре, эта безделица каким-то образом сумела возглавить американский хит-парад!

Радио Луи Армстронг не слушал, за хит-парадами не следил. И даже не знал, что песенка в его исполнении нарушила 14-недельную битловскую монополию. Музыкант отреагировал на новости со свойственным добродушием: приятно, мол, быть на вершине вместе с этими вашими «Битлз»!

На момент триумфа Луи Армстронгу было 62 года. Он стал старейшим артистом, занявшим первое место американского чарта. Луи разучил «Hello, Dolly» заново, и на первом же концерте публика приняла её на ура. Большую роль в успехе сыграла личность исполнителя, чьё обаяние и мастерство покорили мир задолго до этого.

Масштаб влияния Луи Армстронга трудно переоценить. Сила его таланта проявлялась во всём: в игре на трубе, в пении, в сочинительстве, в актёрской игре. Важность привнесённых им новшеств не имеет себе равных. Несмотря на расовые барьеры, он стал послом американской музыки в мире. И первым из джазовых музыкантов попал на обложку журнала «Time» 21 февраля 1949 года.

В 1964 году хит-парады были захвачены британскими рок-группами во главе с «Битлз». Джаз давно вышел из разряда любимцев молодёжи.-2

Казалось бы, не было никаких шансов, что рождённый 4 августа 1901 года в злачном районе Нового Орлеана мальчик станет звездой. Отец ушёл из семьи. Мать зарабатывала торговлей собственным телом. При этом Луи Армстронг всегда говорил, что у него было самое чудесное детство, какое только можно представить!

Он предстал перед судом после того, как в честь праздника пальнул из пистолета в воздух. Зато «закрытый воспитательный дом» позволил мальчугану брать уроки игры на трубе, став его музыкальной школой!

После «отсидки» Луи учился, наблюдая за музыкантами на парадах, в тавернах и на вечеринках. А скоро и сам начал петь в вокальном квартете и купил в ломбарде старенький корнет. Примерно тогда к нему прицепилось прозвище Сачмо: сокращение от Satchelmouth («Рот-сумка»). Во время уличных танцев он напихивал монетки в рот, как в сумку, чтобы никто не отобрал.

Учителем (и фактически отцом) Луи был трубач Джо «Кинг» Оливер. Этот жизнерадостный человек, увлекавшийся бейсболом и способный за раз съесть дюжину гамбургеров с молоком, дал молодому Луи важные уроки и устроил в лучший в городе оркестр.

Когда Луи Армстронг выступал на речном пароходе, ему пришла телеграмма от «Папы Джо» с приглашением переехать в Чикаго: «Я появился в Чикаго в одиннадцать вечера 8 июля 1922 года. Никогда этого не забуду. Меня никто не встречал, потому что я пропустил тот поезд, на котором должен был приехать. Я взял такси и поехал прямо в клуб "Lincoln Gardens". Когда я вышел из машины, я услышал, как оркестр Кинга играет какой-то по-настоящему бодрый номер, и сказал себе: Боже мой, достаточно ли я хорош, чтобы играть в таком оркестре?»

Он оказался достаточно хорош, чтобы стать вторым корнетистом в составе Кинга Оливера, съездить в Нью-Йорк ради концертов в передовом оркестре Флетчера Хендерсона — и вообще жить в роскоши. В его квартире была личная ванная, что по тем временам было небывалым щегольством! А скоро на афишах появился титул «Величайший трубач в мире». Его дал Луи Армстронгу владелец кафе Джо Глейзер, который станет его менеджером и другом на многие годы.

В ноябре 1925 года Луи сделал революционную серию записей со своими составами Hot Five и Hot Seven, превративших джаз в искусство солиста-импровизатора. Эти записи для OKeh стали одними из самых продаваемых пластинок 1920-х. Их слушал и изучал каждый уважающий себя джазовый музыкант. Блестящее соло Армстронга в пьесе «West End Blues» копировали нота в ноту.

В песенке «Heebie Jeebies» впервые в истории звучит скэт — вокальная импровизация, подражающая звуку духовых инструментов. Согласно легенде, Луи Армстронг попросту уронил на пол бумажку со словами и прямо во время записи начал мурлыкать ритмичные абсурдные стишки. С тех пор скэт — непременный приём в джазовом арсенале.

В 1929 году Луи Армстронг выступил в качестве певца в мюзикле «Горячий шоколад». Популярные песни из бродвейских постановок стали частью его постоянного репертуара. Изначально никто не был в восторге от голоса Сачмо. Разе можно так петь? В 1924 году Флетчер Хендерсон отклонил его кандидатуру, когда на записи понадобилось спеть. Но впоследствии этим голосом было спето множество хитов. Вокал Луи нельзя спутать ни с чьим другим, он наполнен добротой и радостью жизни. Луи Армстронга называли «величайшим в мире певцом без голоса».

В 1936 года Луи Армстронг уже был известен по всему миру, имел контракт с фирмой Decca и даже написал автобиографию. Он активно снимался в кино: часто в образе беспечного, преувеличенно гримасничающего музыканта-весельчака. Голливудских фильмов с его участием накопилось больше дюжины.

К 1942 году обустроилась и личная жизнь. Луи в четвёртый раз женился, теперь уже навсегда. Дом в Нью-Йорке, где Луи и Люсиль Армстронги счастливо прожили всю жизнь, дал музыканту ощущение стабильности после стольких лет странствий.

На протяжении всей жизни Луи Армстронг оставался неприхотливым человеком, чьи слова и действия отражали открытую и жизнерадостную натуру. Он писал друзьям длинные письма на самые разные темы. Упорно следил за весом и здоровьем (даже опубликовал собственную диету!), но при этом был страстным едоком. Всю жизнь носил звезду Давида в память о семье евреев-иммигрантов из царской России Карновских, с которой он дружил, будучи ребенком. Будучи аудиофилом, собрал большую коллекцию музыки и всегда брал с собой на гастроли катушки с записями.

Гастролей же на долю Сачмо выпало немало. Луи Армстронг катался в успешные турне по всему миру до конца жизни. Друзья убеждали прекратить карьеру, отдохнуть, расслабиться, но он не расставался с музыкой. Даже несмотря на то, что страдал от травмы губы из-за неправильного использования мундштука.

Сам Луи отшучивался: «Когда парни говорят, мол, когда ты собираешься на пенсию, я отвечаю: зачем мне пенсия? Сидеть и смотреть на четыре стены? Ну знаете…» До самого финала расписание Сачмо было заполнено студийными сессиями и концертными датами. Последнее выступление он дал за месяц до ухода. До семидесятилетия Луи не дожил меньше месяца...

Рекомендую почитать по теме:

Спасибо за внимание! Буду благодарен за лайк и комментарий, заглядывайте на огонёк!