В Казахстане месторождения нефти, золота, угля, железа, нефти, меди, бокситов и полиметаллов возвращены в собственность государства, а затем выставлены на аукцион для передачи новым инвесторам, сообщает пресс-служба правительства республики.
Кабмин ведет работу по пересмотру контрактов и лицензий недропользователей, допустивших нарушения их условий. С начала 2023 года расторгнуто 118 контрактов. В дальнейшем активы выставляются на открытый аукцион ради дополнительных инвестиций.
Масштаб пересмотра прав собственности на самые лакомые куски сырьевого бизнеса порождает подозрение в тайных причинах происходящего, связанных с политикой. Ведь процесс совпал с укреплением новой власти во главе с Касым-Жомарт Токаевым
Неужели мы наблюдаем передел собственности от «назарбаевских» в пользу «токаевских»?
Завотделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Андрей Грозин подтвердил предположение «СП».
- — Действительно, в Казахстане идет перераспределение собственности крупных финансово-промышленных групп, которые были аффилированы с представителями прежней власти.
- Этот процесс шел с 2020 года не шатко не валко, продолжился в 2021-м, а после январских беспорядков 2022 года, отстранения «смотрящего» Назарбаева — Карима Масимова, началось повальное раскулачивание.
«СП»: Получается, не экономика формирует политику?..
- — В Казахстане очень четко выражена тенденция, что первична именно власть и лишь затем собственность, а не наоборот. А поскольку Назарбаев сейчас не у власти…
- Он, на мой взгляд, совершил главную ошибку в своей жизни, решив, что Токаев — хороший человек, а не тот, каким он на самом деле оказался. Семья бывшего президента отстраняется, тех, кто занимал крупные посты при Назарбаеве, в нынешнем руководстве не осталось. Схема выстраивается по новой.
- То есть теперь наверху те, кто вчера был второго, третьего ранга. Они поменяли хозяев и теперь для покупки их лояльности нужны соответствующее финансирование, ресурсы.
«СП»: Отбирая собственность легко поссориться с могущественными людьми…
- — Обратите внимание, идет реприватизация не долей западных транснациональных компаний. Соглашения о разделе продукции никто не трогает.
- Напомню, в 1990-х при Назарбаеве Запад скупил многие активы за копейки. Но сейчас Токаев понимает, что трогать это нельзя, иначе он недолго останется президентом. Речь идет о перераспределении именно внутренних ресурсов. Активов, принадлежащих России и КНР (их доля ниже западных) реприватизация тоже вряд ли коснется.
«СП»: Перераспределение собственности от старых олигархов — новым напоминает о постельцинской России…
- — Да, в этих процессах много общего. Покупка лояльности за активы, ресурсы — обычный процесс для любой страны.
Политолог Аслан Рубаев отмечает фатальную зависимость госсистемы Казахстана от первого лица.
- — Казахстан чересчур клановое государство. Клановость, которую они заложили еще во времена СССР, очень мешает строить современное государство с развитым гражданским обществом и устойчивыми политическими институтами.
- Казахстан — это государство одного человека, одной семьи, одного жуза. Мы видели как долгое время семья Назарбаева управляла значительной частью экономических активов РК.
- Они переправляли их за рубеж, была теснейшая связь Казахстана с Британией и Францией. В Казахстан шли огромные финансовые потоки, но они не доставались народу РК, а подпитывали семью Назарбаева и их приближенных. Хотя на такие средства для 18 млн жителей можно было бы построить рай на земле. Получить уровень жизни выше европейского.
- Но Назарбаев предпочел обогащать свою семью, которая все равно скатилась в разборки и междуусобицы.
«СП»: Новая метла затеяла реприватизацию…
- — С приходом Токаева в сущности ничего не изменилось. Одних людей заменили на других. Но благодаря образованию и европейскому опыту он чуть более ориентирован на Запад, чем Назарбаев. Он знает, как обходить крутые виражи, чтобы не получить санкции, потому что он хочет сохранить многовекторность.
- Нападки на бывший клан Назарбаева имеют сугубо экономический смысл, у него остается много ресурсов, которые Токаеву хочется взять под контроль.
- Народ при этих метаморфозах никто не спрашивал. Система жесткого административного ресурса ресурса по отношении к оппозиции осталась прежней, русское население постоянно третируется, по-прежнему раскачивается националистическая карта, фактор русского языка, звучат двусмысленные заявления самого Токаева, который посылает сигналы в разные стороны. Казахстан остается неустойчивым государством.
Главред портала «Русские в Казахстане» Илья Намовир из Кокчетава видит в реприватизации в РК борьбу с последствиями хищнической эксплуатации природных ресурсов в постсоветский период.
- — Не вижу здесь особой сенсации. В своё время Токаев поручил министерству энергетики провести проверку исполнения недропользователями контрактных обязательств.
- Участки, на которых эти обязательства систематически не выполняются, возвращаются в собственность государства и выставляются на аукцион. В прошлом году, например, на аукцион было выставлено 55 таких участков, а реализовано — 38.
- Как правило, это участки доразработанных старых месторождений, открытых ещё во времена СССР, либо небольшие месторождения довольно низкого качества, открытые за последние годы.
- Государство таким образом пытается привлечь финансовые средства для развития в том числе геологической отрасли, которая за годы независимости была по большей части развалена: власти отдали поиск и разведку месторождений инвесторам, надеясь привлечь капитал, новые технологии и открыть новые крупные минерально-сырьевые запасы.
- Однако, надежды эти не оправдались, так как геологоразведочные работы ведутся, как правило, с небольшими затратами, а сами инвесторы больше заинтересованы в разработке уже разведанных перспективных участков с низкой долей риска.
«СП»: Капитализм…
- — В целом, проблема возрождения и развития геологической отрасли в Казахстане стоит довольно остро и упирается не в последнюю очередь в отсутствие подготовленных и квалифицированных кадров, которых катастрофически не хватает: старые либо на пенсии, либо уехали из страны, а подготовка новых требует длительного времени, которого у республики, увы, нет.