Стремительно развивающаяся сфера банковских услуг требует внедрения более инновационных технологических разработок. Одним из таких инструментов является дистанционное обслуживание клиентов банка. В ближайшее время можно ожидать значительного прорыва именно в этом секторе банковских услуг. В этой статье мы расскажем о различных формах ДБО, об их возможностях, преимуществах и недостатках.
Как работать с ДБО: инструкция для бухгалтера
Что такое ДБО в банке
Дистанционное банковское обслуживание (ДБО) — это предоставление клиентам банка с помощью инновационных технологий услуги удаленного доступа для совершения различных операций.
Самые распространенные из операций ДБО:
- транзакции между собственными счетами юрлица,
- перевод электронных денежных средств,
- заполнение заявки на кредит и т.д.
Виды дистанционного банковского обслуживания
Все виды ДБО создавались для удобства клиентов. На сегодня существует множество каналов для осуществления дистанционного обслуживания как физических так и юридических лиц. Рассмотрим основные:
- интернет-клиент
- мобильный банк
- терминалы обслуживания и банкоматы
Интернет-клиент позволяет осуществлять все виды операций по счету через интернет.
Войти в систему может любой пользователь через веб-сайт банка.
Настоящий сайт системы дистанционного банковского обслуживания можно определить по наличию прямого домена без дополнительных приписок.
Мобильный банк предоставляет возможность совершать различные операции по счету с помощью телефонной связи.
На сегодня произошла модернизация данной услуги в мобильное приложение. Большинство банков расширяют диапазон возможностей мобильного банка.
Терминалы обслуживания и банкоматы позволяют провести безналичный расчет, пополнение и обналичивание средств с использованием банковской карты. Практически каждый банк имеет свои терминалы и банкоматы, которые установлены в торговых центрах, отделениях банка.
Какие формы дистанционного банковского обслуживания существуют в чем преимущества и недостатки
Дистанционное банковское обслуживание включает в себя:
- Клиент-Банк
- Мобильный банк
- Телефонный банк
- Интернет банк
- Различные устройства банковского самообслуживания
Все известные формы ДБО созданы для клиентов банка. Рассмотрим преимущества данной системы.
Преимущества ДБО для клиентов:
- Удобно - отпала необходимость личного посещения банка для получения ряда услуг. Всю информацию по счету, формирование выписки, осуществление переводов между своими счетами и в другие организации, подача заявки на кредит клиент может делать дистанционно
- Экономически выгодно - клиент экономит на комиссии банка. Зачастую стоимость услуг по системе ДБО в банке значительно ниже.
- Легкодоступно - возможность пользоваться услугами банка в любой точке земного шара. Главное иметь мобильное устройство и доступ к интернету.
- Оперативно - операции по системе ДБО проводятся с большой скоростью, мгновенно.
От внедрения дистанционного обслуживания выгоду получает не только клиент, но банк.
Преимущества ДБО для банка
Преимущества ДБО:
- сокращение затрат на обслуживание в отделениях
- расширение географии присутствия за счет установки дополнительных устройств самообслуживания
- повышение качества обслуживания
- оперативность информирования клиентов о новых продуктах банка.
Можно сказать благодаря ДБО банк расширяет свой бизнес привлекая новых клиентов и увеличивая линейку банковских продуктов. В ближайшее время можно ожидать значительного прорыва именно в этом секторе банковских услуг.
Любые технологические новшества имеют кроме плюсов и минусы. Рассмотрим недостатки системы дистанционного банковского обслуживания.
Недостатки ДБО
Недостатки ДБО:
- ни один банк не может гарантировать 100% защиту данных клиента.
Причина может быть в отсутствии антивирусной программы на устройстве пользователя, незащищенность интернет соединения, неисправность устройства, через которое производят операции
- сбои в работе системы ДБО, чисто техническая проблема
- отсутствует возможность получения подтверждения об операции на бумажном носителе.
Все перечисленные недостатки легко устранимы и не могут перечеркнуть все плюсы данной системы.
Однако каждая услуга в системе дистанционного банковского обслуживания платная.
Стоимость ДБО
Система ДБО в банке позволяет сэкономить на оплате труда сотрудникам, автоматизации процессов. За счет этого снижается стоимость услуг для клиента.
Тем не менее продвижение и внедрение новых технологий требует затрат со стороны финансовых организаций.
Обычно банковское обслуживание физлицам в рамках ДБО предоставляется бесплатно. Плату могут взимать только за различные дополнительные услуги:
- SMS - информирование
- мобильный банк
- замена или выпуск USB-токена
- регистрация дополнительного пользователя
- получение каких-либо документов
Комиссии банка за ДБО
Такая плата берется с клиента банка за осуществление различных переводов и платежей. Стоимость такой услуги в рамках ДБО намного ниже и составляет от 0 до 200 руб. При личном обращении в отделение она была бы от 150 до 500 руб.
В связи с растущей конкуренцией большинство финансовых организаций отменяют комиссии при переводах с карты на карту совершаемых внутри банка.
Плату могут брать только при переводах в банки конкуренты и она равна 0,5%.
Кто и как регулирует ДБО
Дистанционное банковское обслуживание на сегодняшний день является перспективным направлением развития всех банков. Отсюда встает вопрос о его правовом регулировании.
Регуляцию всех процессов, предусмотренных системой ДБО, осуществляет - Центральный Банк РФ.
На сегодняшний день к основным регулирующим документам относятся:
- Положение Банка России от 29.06.2021 N 762-П (ред. от 25.03.2022) "О правилах осуществления перевода денежных средств" (Зарегистрировано в Минюсте России 25.08.2021 N 64765)
- Положение Банка России от 29.01.2018 N 630-П (ред. от 31.05.2022) "О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте России 18.06.2018 N 51359)