Еще одна звезда упала с небосвода, звезда Ирины Мирошниченко. Она действительно была настоящей звездой. Господь дал ей талант, обворожительную внешность, огромную энергию - и жизненную, и творческую.
Она горела в творчестве и горела очень ярко. Все бытовые неурядицы и проблемы, возникающие в жизни топила в деле, в профессии. И профессия отблагодарила её за это, подарив замечательные роли в пьесах великих драматургов, в фильмах великих режиссеров.
Злые языки судачили, что Ирина Петровна везде была одинаковая, и что роли у неё все были похожие - интеллигентные самодостаточные женщины, дворянские барышни и т.п. Просто она была очень узнаваемая. Внешность-то не скроешь. Но она могла сыграть на сцене и на экране всё. Просто как многие актрисы была заложницей своей внешности, и режиссёры часто не давали ей развернуться в разноплановости. Но всё же случались исключения. Как достоверно она сыграла многодетную крестьянку Веру Куркину в фильме "Пришёл солдат с фронта".
Она умела передать тончайшие оттенки чувств в любой роли. Всегда лепила безупречный образ и распространяла особое женское очарование. И голос у Ирины Петровны был неповторимый.
А какая красавица она была в молодости! Впрочем и в пятьдесят, и в шестьдесят и даже в семьдесят лет она оставалась красавицей. Многие её роли крепко засели в памяти. Больше блондинки. Но и какие брюнетки были огненные. Её Мария в фильме В. Жалакявичуса "Это сладкое слово свобода" или мадам Вонг.
Её чеховские героини на экране и во МХАТе просто безупречны. Елена Андреевна в "Дяде Ване" у Кончаловского это высший пилотаж. Ирина Мирошниченко на сцене МХАТа блистала 57 лет. И не только играла чеховских героинь почти во всех спектаклях репертуара, но прославилась и в других пьесах. Как была органична её Зина в "Буднях и праздниках" А. Галича или Даша в "Соло для часов с боем". Пальцев на руках не хватит перечислять её звёздные мхатовские работы.
Можно смело утверждать что счастье актрисы она испытала. А вот была ли счастлива актриса в жизни и испытала ли она счастье женщины - ответить трудно. Все её три супруга (М. Шатров, В. Жалакявичус, И. Васильев) были личностями незаурядными. Актриса после жалела, что так ни от кого не родила ребёнка.
Она умело оберегала себя от сплетен, так разъедающих душу, гасила огоньки ненужной публичности. Ибо понимала, сколь много людей её любят, но ведала и том сколько людей ей завидуют. А завидовать было чему. Квартира на Тверской, звезда МХАТа, яркая внешность. Уж больно всё со стороны гладко да удачно складывалось в её жизни.
Конечно подбрасывали навоз на вентилятор наши досточтимые СМИ последние пару десятилетий, но дочь военного политрука Петра Вайнштейна, Ирина Мирошниченко, всегда выходила из подобных ситуаций достойно. Много критики актриса получила в свой адрес после того, как записала альбом песен и много их публично пела. Но в этом тоже больше было зависти, чем критики.
В чеховском МХТ к ней все относились с большим уважением. И было за что. Никогда не интриговала. Но была очень сильным, волевым человеком. Своего добивалась. Она была председателем профкома. Её уважали, потому что всегда честно и справедливо принимала решения. Ей доверяли. Она была дисциплинированной артисткой, не подводила, не пропускала спектакли, не опаздывала на репетиции. Всегда была готова работать.
Кто-то очень верно подметил что Мирошниченко всегда верная и надёжная, как страховочный крюк.
Каждому зрителю актриса оставила свою незабываемую роль. Будь это разведчица Рита из "Ошибки резидента", Юлия из "Зимней вишни", Галина Ортынская из "Их знали только в лицо", Наташа из "Профессия - следователь", Мария Магдалена в "Андрее Рублёве".
С уходом этой яркой, неповторимой, своеобразной и большой актрисы исчез кусочек советской и русской культуры. Её звезда зажглась давно и никогда не померкнет. Она была звездой, она ей и останется.