После третьего переизбрания Реджепа Тайипа Эрдогана на пост президента Турецкой Республики эксперты начали обсуждать возможность изменения внешней политики страны в сторону Запада.
Разворот на Запад или нет?
Как отмечает западное издание 19FortyFive, после неудавшейся попытки госпереворота в 2016 году Эрдоган постепенно утратил доверие к западным странам, которым он был привержен до этого. Этот процесс усилился во время расширения НАТО, когда Финляндия и Швеция выразили намерение стать частью альянса. Турция в течение года создавала препятствия для их вступления в НАТО. Хотя Финляндия уже стала полноправным членом альянса, с Швецией все еще существуют неопределенности.
Кроме того, стоит обратить внимание на агрессивную риторику Эрдогана в отношении ситуации в Восточном Средиземноморье, касаемо вопросов греческих островов в Эгейском море и Северного Кипра еще в 2022 году, чтобы продемонстрировать свою позицию на фоне экспансии НАТО.
Необходимо отметить, что Турция до сих пор не присоединилась к западным санкциям против России.
Внутри страны общественность Турции, несмотря на членство в НАТО, обычно видит своих главных недоброжелателей в лице США и НАТО. Они восхищены ролью Эрдогана как одного из ведущих лидеров на мировой арене, но экономическое положение в стране оставляет желать лучшего. Высокая инфляция и обесценивание национальной валюты противоречат предвыборным обещаниям президента.
На саммите НАТО в Вильнюсе Эрдоган заявил, что вопрос о членстве Швеции в Альянсе будет решаться Великим национальным собранием Турции, и ратификация протокола произойдет не ранее октября. Это продемонстрировало его привычку к радикальному изменению курса.
Также интересная ситуация сложилась с покупкой Турцией американских истребителей F-16, поставки которых задерживаются из-за требования США об отказе Турции от угроз в отношении Кипра и Греции. Американские власти раздражает также турецкое турне по странам Ближнего Востока, восстановление отношений с Израилем и укрепление торговых связей с Египтом, ОАЭ и Саудовской Аравией.
Таким образом Эрдоган вынужден принимать такие меры, опасаясь международной изоляции. Принципы его некогда независимой внешней политики больше не существуют. Своими действиями США и их союзники буквально заставили турецкого лидера сказать им, как это было в одной песне, «Запад, гудбай».
В то же время Эрдоган не может пройти мимо так называемой черноморской зерновой инициативы. Выход России из нее так обеспокоил Эрдогана, что он спустя долгое время решил наладить контакты с Владимиром Путиным. В ходе недавнего телефонного разговора президенты обсудили ряд вопросы, как раз связанных с этой сделкой.
Глава Турции всем своим видом показал, что его страна будет прикладывать интенсивные усилия для ее возобновления. Очевидно, что делается это только ради собственной выгоды. Как это было перед президентскими выборами. Теперь он должен просить Путина и говорить «пожалуйста», чтобы он решил возобновить сделку.