Найти тему
Елена Панина – РУССТРАТ

Выживание Америки поставили в зависимость от блокирования доступа Китая к чипам искусственного интеллекта

«Гонка чипов» показывает контуры задачи, которую нужно решить России.

Вопрос технологий ИИ, их внедрения и доступа к ним, становится стратегической задачей для игроков, претендующих на мировое лидерство – или суверенитет. Как всякая передовая технология, ИИ в первую очередь интересует оборонное ведомство. Центр стратегических и международных исследований (CSIS) прямо называет препятствование развитию китайских ИИ-технологий приоритетом для соответствующих американских структур.

В ноябре 2017 года генерал-лейтенант ВВС США Джек Шанахан выступил на конференции Nvidia GPU Technology 2017 с программной речью о проекте Maven, связанном с внедрением ИИ в Пентагоне. Шанахан заявил, что первые результаты были настолько захватывающими, что Пентагон «не должен покупать новые системы вооружений без искусственного интеллекта».

К настоящему моменту, в США идет планирование перестройки вычислительной инфраструктуры Пентагона под ИИ, так как выяснилось, что она совершенно непригодна для обработки современных алгоритмов искусственного интеллекта, которые требуют огромного количества специализированных вычислительных мощностей.

Это означало покупку множества специализированных графических процессоров, также известных как чипы искусственного интеллекта. Ведущим производителем таких чипов остается Nvidia, что и объясняет присутствие на корпоративной конференции генерала.

К схожим выводам пришли и в Китае. В отчете Университета Синьхуа за 2018 год отмечается: «Будь то реализация алгоритмов, приобретение массивной базы данных или вычислительные возможности, секрет быстрого развития индустрии искусственного интеллекта заключается в одной-единственной физической основе, то есть чипах. Поэтому не будет преувеличением сказать: «Нет чипа - нет ИИ», учитывая незаменимую роль чипа искусственного интеллекта как краеугольного камня развития искусственного интеллекта и его стратегическое значение». А значение ИИ для будущей экономической и военной мощи было доктринально зафиксировано ещё в Национальной стратегии Китая в области искусственного интеллекта на 2017 год, где ИИ описан как «новый фокус международной конкуренции».

Китайские военные начали кампанию по модернизации искусственного интеллекта примерно в то же время, что и США – в 2017 году, столкнувшись с той же проблемой гигантской потребности в чипах ИИ.

Архитектура масштабного распараллеливания, которая делает графические процессоры привлекательными для приложений искусственного интеллекта, применима и к другим видам сложной вычислительной работы, таким как моделирование гиперзвуковых процессов и ядерного оружия, подчеркивает CSIS.

КНР интенсифицировала закупку чипов, параллельно запустив создание собственной сферы промышленности.

Исследователи из Центра безопасности и новейших технологий Джорджтаунского университета проанализировали 21 088 открытых контрактов по закупке Китаем чипов с апреля по ноябрь 2020 года и обнаружили, что во всех закупках чипов искусственного интеллекта указывались товары из США. Ни в одном контракте не была указана покупка чипов искусственного интеллекта у китайских компаний.

В сентябре 2015 года Государственный совет Китая опубликовал стратегию «Сделано в Китае 2025», главной целью которой для полупроводников было «замещение импорта продукцией китайского производства, в основном достигнутой в ключевых отраслях».

В 2014 году Китай объявил о субсидиях полупроводниковой промышленности на сумму более 100 миллиардов долларов. После начала торговой войны эпохи Трампа и санкций в отношении китайских технологических компаний ZTE и Huawei, субсидирование было удвоено.

Со своей стороны, администрация Байдена 7 октября 2022 года ввела меры «экспортного контроля», серьезно ограничившего экспорт из США чипов ИИ и оборудования, используемого для их изготовления.

Меры экспортного контроля направлены на то, чтобы гарантировать провал обоих элементов стратегии Китая, поясняет CSIS. По мнению США, китайские фирмы по разработке чипов искусственного интеллекта, такие как Biren и Cambricon, до введения запрета отставали от Nvidia по качеству проектирования чипов всего на год.

Уточненные данные говорят о разрыве в полтора десятилетия: в марте 2023 года правительства Нидерландов и Японии объявили, что они также вводят новые меры контроля за экспортом передового оборудования для производства полупроводников. В совокупности на США, Японию и Нидерланды приходится почти 90% мировых продаж такого оборудования.

Описанное даёт примерное понимание, какие инвестиции и время потребуются России для реализации собственного технологического суверенитета в сфере ИИ и смежных технологий.

Это до $200 млрд и до 10 лет времени.

В ноябре 2022 года Владимир Путин подчеркнул, что в России необходимо массово внедрить искусственный интеллект в различные сферы жизнедеятельности. Срок был установлен такой же: 10 лет.

Нам придется это сделать. Или, как говорилось примерно 100 лет назад, «нас сомнут».

Подписывайтесь на Телеграм-каналы Института РУССТРАТ и его директора Елены Паниной!