Найти тему
Эстетика бонсай

Слушая классиков…

Оглавление

Несколько часов вчера и сегодня я вновь слушала великолепное четырехчастное интервью «История бонсай в России», которое Андрей Бессонов около двух лет назад записал на видео, беседуя с Тамарой Петровной Белоусовой, хранительницей коллекции японских бонсай, подаренных России в 1976 году и организатором первого Клуба бонсай, который существовал примерно с 1981 года, но формально организовался в 1989 году.

Слушала это интервью первый раз некоторое время назад, но осознать, запомнить многие вещи не было сил – многое из того, что сейчас находится в моем «багаже» я «приобрела» и поняла за последние примерно полгода. Тамара Петровна перечислила колоссальное количество имен, названий организаций, с которыми взаимодействовал клуб, назвала множество мероприятий, в которых клуб принимал участие в разные годы.

И, как всегда у меня бывает, мне просто необходимо было увидеть фотографии или видео тех лет, представить себе как выглядели деревья, прочитать написанные статьи, углубиться в эстетику тех лет. Интернет все это время был под рукой и кое-что, продолжая слушать, удалось найти. Показывая свои «находки», я не буду соблюдать хронологию рассказа Тамары Петровны, равно как и хронологию жизни клуба. Всего лишь «выхвачу» несколько изображений и материалов, которые дополнят и без того насыщенное информацией интервью.

Тамара Петровна рассказывала, что по мере работы с коллекцией и развития клуба, к ней поступали просьбы, как от журналистов, так и от коллег-бонсаистов рассказывать о культуре бонсай и Японии в целом. Черпая информацию из самых разных источников, а главное, колоссально расширяя круг общения и взаимодействия с людьми, знакомыми с культурой Японии, Тамара Петровна нечасто, избирательно, но писала статьи на эту тему.

Одна из статей под названием «Бонсай - живая скульптура» полностью размещена на сайте общества «Россия-Япония», а впервые была опубликована в №11 журнала «Цветы» в 2002 году. Здесь же другая: «Бонсай: вселенная в дереве» («Цветы», №12, 2002 г.)

Те, кто не имеют под рукой подшивки журнала «Цветоводтво» за 1989 год (на публикацию в этом издании автор согласился в том числе по эстетическим соображениям), могут прочитать другую статью, написанную Т.П. Белоусовой. Это статья «Искусство бонсай, пережившее века», опубликованная в №№4,5 журнала. По ссылке можно ознакомиться с текстом статьи, хотя с форматом подачи я не согласна.

Заголовок и изображения из статьи Т.П. Белоусовой «Искусство бонсай, пережившее века» в №№ 4, 5 1989 года.
Заголовок и изображения из статьи Т.П. Белоусовой «Искусство бонсай, пережившее века» в №№ 4, 5 1989 года.

Упоминание еще одной статьи, написанной в 1995 году коллегами Тамары Петровны по клубу, я нашла в, увы, запрещенном недавно голландском интернет-издании «The Moscow Times». Вот ее выходные данные: «Filipov, David and Elena Nikolaeva "Bonsai! Dwarf Trees Make it Big", The Moscow Times (Russia), April 19, 1995 About Tamara Belousova».

В интервью Тамара Петровна рассказывала, что начиная с 1989 года Клуб бонсай участвовал в самых различных выставках. Выставки были обязательными и проходили 1 или 2 раза в год. С этого же времени создавались публикации в прессе, выпускались теле- и радиосюжеты. Первая выставка проходила в Японском саду Главного ботанический сада им. Н.В. Цицина Российской академии наук (ГБС РАН).

Фрагмент выставки в Музее Востока. 2005 г. 
Источник: https://ru-japan.livejournal.com/241565.html
Фрагмент выставки в Музее Востока. 2005 г. Источник: https://ru-japan.livejournal.com/241565.html

Позже как минимум четыре выставки (последняя состоялась в 2005 году и была посвящена 60-летию ГБС РАН) прошли в помещении Зала ученого совета Государственного музея Востока, который наряду с ГБС РАН был учредителем Клуба бонсай. Клуб постоянно участвовал в различных мероприятиях, посвященных культуре Японии, взаимодействуя при этом с другими сообществами. Клуб принимал любые приглашения, где можно было продемонстрировать деревья. В первых выставках 1981-1985 гг. участвовали деревья, принадлежащие ГБС РАН, позднее клуб начал выставлять и деревья, созданные силами клуба.

Вот фрагмент одной из статей, посвященных участию клуба в выставке цветов во Дворце спорта в Лужниках, когда в Москве впервые отмечался День Москвы. На выставке в числе прочих были представлены «карликовые деревья “бонсай”» из коллекции Главного ботанического сада. Об этом событии была опубликована статья «Праздник цветов» в №1 за 1988 год журнала «Наука и жизнь».

-3

В 1993 году силами клуба бонсай в Москве состоялось грандиозное событие – Международный симпозиум по бонсай. Тамара Петровна называла в интервью, стараясь никого не забыть, очень многих участников клуба. Среди названных прозвучало имя Сергея Субботина, который делал много фотографий о деятельности клуба.

Несколько его фотографий с симпозиума удалось найти в одном из стоковых хранилищ фотографий:

Источник: https://www.imago-images.com/
Источник: https://www.imago-images.com/

Фотографии в авторском качестве можно посмотреть после размещения запроса «Sergey Subbotin bonsai» в поисковой строке сайта. На фото фрагменты демонстрации работы с деревом Хацудзи Като (Hatsuji Kato, Япония), посещение выставки послом Японии в России Сумио Эдамура (Sumio Edamura), другие памятные моменты.

Мой личный интерес к теме выставок, на которых были представлены деревья-подопечные ГБС РАН и Клуба бонсай возник неспроста. Я еще посвящу этому отдельную статью: одна из моих саратовских коллег вспомнила, что примерно в 1994 году она была на выставке картин из коллекции Рерихов в Саратовском государственном художественном музее имени А.Н. Радищева и там как часть экспозиции в том числе демонстрировались деревья бонсай. Выставка состояла из серии картин «Гималаи». Мы уточнили информацию у сотрудников музея Радищева – да, такая выставка (она была юбилейной, связанной с датами рождения отца и сына – Николая и Святослава Рерихов) проводилась под эгидой Международного фонда Рерихов (МФР).

Здание Саратовского государственного художественного музея имени А.Н. Радищева
Здание Саратовского государственного художественного музея имени А.Н. Радищева

Большинство картин этой серии находятся в Музее Востока. Это позволило предположить, что как учредитель клуба, музей экспонировал и деревья ГБС РАН. Из истории МФР известно, что подобные выставки проводились в десятках городов бывшего союза.

В личной беседе и интервью Тамара Петровна Белоусова подтвердила, что деревья путешествовали по стране – как минимум они демонстрировались на одной из конференций в Самаре, где Тамара Петровна делала доклад. Она рассказывала также, что неоднократно ездила с лекциями в Самару, а также в Екатеринбург, Коломну и другие города.

Не надеясь на скорый результат – круг читателей моего канала не очень велик – хочу все же попросить поделиться информацией посетителей выставок картин Рерихов, на которых параллельно демонстрировались бонсай. Это могут быть воспоминания, уточнения места и времени выставки, но, возможно, и фотографии, сделанные во время посещения.

Особенно рада буду общению с жителями Саратова, но любая информация будет ценна для восстановления истории путешествия коллекции бонсай по стране.

Здесь или в группе ВКонтакте «Эстетика бонсай» рада буду обсудить эту тему или другую информацию о деятельности Клуба бонсай и моментов, связанных с развитием коллекции бонсай ГБС РАН.

Спасибо, что дочитали статью. Комментируйте и ставьте лайки.

Нажмите здесь, чтобы подписаться на канал.

Смотрите на канале

«Эстетика бонсай» ВКонтакте