Оба брата Виктор и Эжен были влюблены в красавицу Адель, когда она выбрала Виктора, его брат Эжен на свадебном пиршестве впал в помешательство и последующие 15 лет до своей смерти находился в сумасшедшем доме в Шарантоне с диагнозом «приобретённый идиотизм». Впоследствии эта трагедия прошла через всю жизнь Виктора, отразившись на его детях.
Виктору Гюго было 20 лет, когда он женился на Адели, родители и с той и с другой стороны были против. Матери Виктора невеста казалась недостаточно благородной, а мать Адели не устраивала бедность семьи Гюго. Но вскоре после свадьбы Виктора начали публиковать, его материальное положение поправилось, пришло признание и наконец слава.
Адель родила Виктору пятерых детей, однако судьба каждого ребёнка была роковой и чем-то напоминала судьбы его героев.
Его старший сын Леопольд, рождённый в 1823 году умер в младенчестве, через год родилась дочь Леопольдина, рождение которой немного сгладило горечь первой утраты и всю свою нерастраченную любовь родители отдали малышке, которая росла настоящей умницей.
Гибель Леопольдины
Злой рок настиг её в 19 лет. Леопольдина выросла красавицей, её избранником стал Шарль Вакри, в которого она была влюблена с 14 лет.
После свадьбы 15 февраля 1843 года молодые переехали на жительство к родственникам мужа в Гавр. Как-то в сентябре того же года они собрались прокатиться на парусной лодке вместе с дядей и племянником. Погода была хорошая, море спокойное, поэтому ни Шарль, ни его дядя бывалый моряк, взявший на прогулку одиннадцатилетнего сына Артюра, не позаботились о балласте.
На обратном пути поднялся сильный ветер, лодка перевернулась, Леопольдина, не умевшая плавать стала тонуть. Шарль был отличным пловцом, он нырял много раз в попытке спасти жену, а потеряв надежду пошёл вслед за ней. Его дядя и племянник тоже погибли. Молодожёнов похоронили вместе в одном гробу.
Эта смерть настолько потрясла семью Гюго, что долгое время они пытались вызывать Леопольдину через спиритические сеансы, не смирившись с утратой.
Однако больше всех смерть сестры потрясла 13-летнюю Адель – младшую дочь, что впоследствии отразилось на её психике.
Адель выросла и превратилась в красивую девушку, у неё было много поклонников, которые предлагали ей руку и сердце, но она отвечала отказом объясняя, что сердце её молчит. Уже в 26 лет у неё стали появляться первые тревожные звоночки психической нестабильности.
Безумие Адель
В 1861 году 30-летняя Адель путешествовала по Англии и познакомилась с английским офицером Альбертом Пинсоном, для неё это была судьбоносная встреча, она влюбилась. Пинсон не обладал какими-то особыми достоинствами, типичный дамский угодник, мот и завзятый игрок, не вылезавший из долгов. При том, что многие мужчины были рады видеть Адель своей супругой, Пинсон её не любил и говорил ей об этом, но унижение не приводило её в чувство.
Он стал её наваждением, когда его перевели служить в Канаду, она поехала за ним, украв при этом у матери драгоценности. Там она провела три года и всем рассказывала, что она невеста Альберта и что их ребёнок родился мёртвым.
Потом она написала своему брату Франсуа Виктору, что вышла замуж за Альберта, родные поверили и дали объявление в газете, а когда Пинсон объявил о своей помолвке с дочерью судьи, Адель подняла скандал, привлекла адвокатов, которые написали отцу невесты, что Альберт уже женат, помолвка была расторгнута.
Пинсон срочно перевёлся в Вест-Индию, она опять поехала за ним, там она как тень бродила по городу, пока не нашлись добрые люди и не написали письмо её отцу.
В 1872 году отец привёз её в невменяемом состоянии во Францию, к тому времени уже умерла её мать и братья, а она на всю оставшуюся жизнь поселилась в психиатрической больнице.
Муза Виктора Гюго
Семейная жизнь Виктора Гюго не сложилась, они с Адель прожили восемь лет, но после рождения пятого ребёнка – дочери Адель, его супруга предпочла ему его друга поэта Шарля Сент-Бёва. Гюго с ней не развёлся, но отношения поддерживал только в вопросах воспитания детей.
К тому же Адель совершенно не ценила его как писателя, она даже не прочитала ни одной строчки его произведений.
«Я знаю, что другие признают за вами ум и талант. К сожалению, я этого не чувствую», - писала она мужу.
Ему было 30 лет, когда он встретил Жюльетту, которая на долгие года стала его музой. Ей было 26 лет, она работала в театре, славилась своей красотой, имела очень влиятельных любовников и обожала светскую жизнь.
Она научила неопытного Гюго многим премудростям любви, а он безумно ревновал её ко всем поклонникам. Жюльетта на момент их знакомства жила в роскошной квартире, которую снимал для неё русский князь Анатолий Демидов.
Гюго потребовал от неё чистоты в отношениях, и она отказалась от всех своих связей. Ради него она бросила светскую жизнь, потому что он был ревнив. Он сделал её своим секретарём и теперь она переписывала его рукописи, а он платил ей жалованье, правда мизерное, она с трудом сводила концы с концами, дошла до того, что записывала все расходы, экономила на всём, но постоянно влезала в долги.
Её преследовали кредиторы и ей пришлось продать все драгоценности и платья, однако этого не хватило на выплату всего долга. Она призналась Гюго, он был взбешён, но долг погасил.
А потом она стала ему не интересна, у него появились другие женщины, биографы насчитали их более двухсот, разные – благородные дамы, горничные, куртизанки. Но возвращался он всегда к Жюльетте, в её маленькой квартирке работал за письменным столом, читал ей отрывки, а она часами смотрела на него.
В это время она уже жила затворницей, ни с кем кроме него не общалась, рано состарилась и поседела, а он приходил всё реже и реже. Средств ей едва хватало на еду, и она довольствовалась одним старым платьем. Она знала обо всех связях бывшего возлюбленного, с некоторыми он приходил к ней в дом, она молча принимала.
Но, всё-таки она его вернула. Во время военного переворота 1851 года недовольные парижане вышли на баррикады. В первых рядах был Виктор Гюго, а рядом с ним плечом к плечу встала его верная Жюльетта, и он посмотрел на неё совсем другими глазами.
До конца жизни они вели романтическую переписку. Гюго посвящал ей книги и только её называл своей «истинной женой». Она ушла из жизни в 1883 году, писатель пережил её на два года