Полина Пайлис
Кантор (на иврите — хазн) — певец, часто импровизатор новых и традиционных молитв, творимых устами одного и воссылаемых от имени всех присутствующих.
В рамках хазанута выработались специфические черты исполнительского стиля и музыкального языка, основанные на своеобразной ладовой системе. На их основе хазан строит мелодию, импровизируя и видоизменяя ее по-своему. Характерные черты такого пения — напряженная эмоциональность, пафос, богатство орнаментики, некоторая театральность интерпретации.
Хазн должен обладать достоинствами профессионального артиста — хорошим голосом, дикцией, сценическим обаянием. Хазана избирают из членов общины, при этом, согласно требованиям галахи, он должен досконально знать литургию, обладать красивым и сильным голосом и подобающей внешностью, характеризоваться безупречным поведением. Также желательно, чтобы он находился в браке.
К концу 1920-х годов в Литве действовало 300 молельных домов и синагог. Вне сомнения, аудитория поклонников и знатоков канторского пения была в стране немалая. Не было ли это одной из предпосылок, которая влекла в Литву хазанов с мировым именем?
ישראל אלטער.
Израэль Алтер (1901 – 1979) был одним из величайших канторов-виртуозов своего поколения и одним из самых эрудированных представителей художественного хазанута на классическом уровне. Он родился в Лемберге. У него рано появился красивый голос, и к семи годам его часто приглашали петь в местной синагоге. В конце Первой мировой войны, когда ему исполнилось семнадцать лет, молодой Израиль решил посвятить себя музыке и отправился в Вену, где поступил в Государственную академию музыки и искусства. Впоследствии служил в течение ряда лет хазаном в Kluge Tempel в Вене. В 1925 г. принял приглашении стать оберкантором в главной ортодоксальной синагоге в Ганновере. После прихода к власти национал-социалистов И. Алтер в 1935 г. эмигрировал в Южную Африку, где занимал крупный канторский пост до своей иммиграции в Соединенные Штаты в 1961 г. В Нью-Йорке И. Альтер преподавал в недавно созданной The school of sacred music (школе духовной музыки). Там он стал наставником ряда подрастающих поколений серьезных канторов.
1928 год.
9 января газета "די אידישע שטימע" [ди идише штиме, в переводе: идишский голос] опубликовала статью hермана Света :
[в переводе: Израэль Алтер – большая канторская надежда].
Правда, в статье нет информации о приезде хазана в Литву. Скорее всего устроитель выступления И. Алтера в Каунасе Литовское театральное общество “Rampa” вело интенсивные переговоры? О том, что они прошли успешно, свидетельствует статья в газете «Эхо» за 29 января:
В день концерта 6 февраля газета "די אידישע שטימע" [ди идише штиме] поместила фото кантора, сопроводив его заметкой «К концерту оберкантора Алтера»: «Меломаны проявляют к концерту большой интерес. Хвалебные песнопения в прессе опережают гастрольные приезды кантора в страны. Его выступления сопровождают невероятные аплодисменты, его уникальный голос, музыкальный и художественный темперамент дают право называть его восходящей звездой. Безусловно, все любители пения не пропустят такой уникальный концерт».
Газета «Эхо» проявила свойственную ей оперативность и осведомлённость:
Газета «Эхо» за 4 февраля.
Газета «Эхо» за 4 февраля.
Здание Государственного театра и его зрительный на 500 человек.
С гостем удалось побеседовать газете "די אידישע שטימע" [ди идише штиме]:
[в переводе: интервью с оберкантором И. Алтером].
Гость рассказал о своём становлении как хазана. В настоящее время его огорчает, что еврейская Америка отнимает у Европы лучших канторов. Он думает, что скорее всего и с ним произойдёт подобное, так как американцы становятся со своими предложениями всё настойчивее, и не поддаться искушению долларом он не сможет.
Время от времени с умилением поглядывая на Израэльчика, пишу о его гастрольном приезде в Каунас и радуюсь, как всё ладно и складно у меня получается! Пока не пришлось ввести вот эту информацию «Рампы» в газетах «Эхо» и "די אידישע שטימע" [ди идише штиме] за 7 февраля:
Вначале я решила, что и 7-го был концерт кантора. Но где же? Вновь в Государственном театре? Нет, вечером здесь шёл драматический спектакль. Но тогда эта «грозная» инструкция предназначалась тем меломанам-счастливцам, которые раскупили все билеты на концерт 6 февраля.
В газете «Эхо» была напечатана рецензия выступления И. Алтера, её автор – журналист Дiэзъ:
Газета «Эхо» за 8 февраля.
11 февраля также в Государственном театре, но в 2 часа дня, прошёл второй концерт И. Алтера – по требованию публики. Певец исполнил лучшие религиозные и народные песни из своего репертуара.
Газета "די אידישע שטימע" [ди идише штиме] за 10 и 11 февраля.
1930 год:
27 октября газета "פאלקסבלאט" [фолксблат, в переводе: народная газета] первой сообщила о предстоящем в Каунасе концерте двух знаменитых канторов: Моше Кусевицкого и Израэля Алтера.
2 ноября в газете «Эхо» появилась публикация:
В день концерта газета "פאלקסבלאט" [фолксблат] разместила афишу:
«4 ноября в кинотеатре “Odeon” состоится единственное совместное выступление двух канторов с мировым именем: М. Кусевицкого и И. Алтера, которые посетив Каунас, направляются в Америку (из столицы Литвы было удобно плыть в США?). В программе хазанут, народные песни, арии из опер».
Здание к/т „Odeon“ и его зрительный зал на 490 мест.
Газета «Эхо» за 3 ноября.
Афиша концерта 4 ноября, газета "די אידישע שטימע" [ди идише штиме].
В день концерта газета "די אידישע שטימע" [ди идише штиме] опубликовала статью:
[завтра концерт Кусевицкого и Алтера в Каунасе (ошибка не допущена); большой успех обоих канторов в Латвии ].
«В Каунасе это единственный концерт. Канторы приедут из Латвии, где их успех превзошёл все ожидания. Вся пресса в Латвии посвятила знаменитым канторам обширные статьи, в один голос утверждая, что концерты М. Кусевицкого и И. Алтера явились значимым событием на музыкальном небосклоне страны. В подтверждение народный этого приведена статья из рижской идишской газеты. Аккомпанировать певцам будет Иаков Абрамис».
Через два дня газета "די אידישע שטימע" [ди идише штиме] опубликовала рецензию:
[концерт Кусевицкого и Алтера].
«Журналист считает, что И. Алтер умело сочетает лучшие навыки еврейской певческой техники и культуры с настоящим традиционным хазанутом. М. Кусевицкий, несмотря на свой возраст, удивляет как хазн своей смелостью и свободой и отказом от ограничительных рамок».
Газета "פאלקסבלאט" [фолксблат] написала лаконично, но от всей души: «Концерт знаменитых на весь мир канторов Кусевицкого и Алтера прошёл с колоссальным успехов. Это был такой концерт, который каунасской публике ни разу не доводилось слышать. Благодарные меломаны благодарили канторов бурными аплодисментами».
Газета "פאלקסבלאט" [фолксблат] за 6 ноября.
1932 год.
25 и 26 марта в Хоральной синагоги "אהל יעקב" молитву вознесёт оберкантор из Ганновера Израэль Алтер, который в Европе и Америке пользовался невообразимым успехом:
Объявление в газете "פאלקסבלאט" [фолксблат].
Здание и молельный зал Хоральной синагоги "אהל יעקב" в настоящее время.
28 марта газета "פאלקסבלאט" [фолксблат] посветила молебну И. Алтера статью:
[в переводе: оберкантор И. Алтер в хоральной синагоге (в пятницу 25, субботу 26 марта].
В Хоральной синагоге молитвы возносили и известные во всём мире хазаны. Так что прихожане невольно сравнивают их друг с другом. Надо отметить, что «аттестацию» И. Алтер прошёл успешно. Он является богом благословенным кантором, в нём соединились еврейская традиционность и чисто музыкальные требования. С одной стороны, И. Алтер творящий молитву с характерной еврейской напевностью. С другой стороны, даёт пример того, что такое действительно прекрасное богослужение. И. Алтер обладает немалыми артистическими способностями. Его моление не простое воспроизведение текста. При интерпретации молитвы он сопровождает её соответствующим жестом. Вне сомнения было интересно наблюдать хазана за бимой. Большому успеху кантора способствовал хор синагоги под управлением Бориса Гербера.
Б. Гербер.
Статья об Израэле Алтере в газете «Эхо» за 30 марта стала последней о нём в прессе Литвы. В эту страну хазн больше никогда не приезжал.
Поёт И. Алтер:
https://www.youtube.com/watch?v=0tHwZZFmy7Y&list=OLAK5uy_nJiKhEcnw8luPb61tSJ3XKqT4WdN_7v7k