Танки 30-х годов, особенно первой половине, отличаются неоднозначностью, особенно это касалось размеров и моде приделывать несколько башен. Вот и Т-28 – относительно неплохой средний советский танк, разработанный в 1930-1932 годах и выпускавшийся с 1933 по 1940 годы, имевший преимущества перед немецкими средними танками. Тем не менее, к началу войны производство Т-28 было закрыто, танк посчитали устаревшим.
Действительно, имевший неплохую защиту, а это 30 мм лоб корпуса и 20 мм лоб башни (плюс 20 мм – маска), а, скажем, немецкие «ровесники» Pz.Kpfw III первых выпусков – всего по 15 мм.
Но немецкий Pz.Kpfw III был более маневренным и подвижным, Т-28 в этом ему проигрывал, хотя это, как по мне, притянуто за уши, по скорости по шоссе и пересеченке Т-28 был впереди. Однако наш танк мог с безопасного расстояния поражать все средние танки противника, 76,2-мм танковая пушка КТ-28 или Л-10 это вполне позволяли.
Тем не менее, от Т-28 в 1940 году отказались, и на то было много причин.
Первая причина – многобашенная компоновка
Мода на многобашенные танки оказалась тупиковой. Да, два пулеметчика в передних боковых башнях не только могли вести эффективный огонь, поддерживая пехоту, но и выискивать цели и угрозы, а это дополнительный плюс к выживаемости машины и экипажа.
Однако к 1940-м годам бронирования уже было недостаточно, а усиливать броню трех башен танка и самого корпуса оказалось проблематично. Компоновка не способствовала, к тому же сильно увеличивался вес, а это существенное снижение подвижности.
Правда, Т-28 попытались экранировать, в результате толщина брони башен и корпуса в лобовых частях удалось довести до 40-60 мм. Это серьезно повысило защиту, но снизило подвижность – танк потяжелел на 4 тонны
Причина вторая – ходовая
Да, ходовая часть – слабое место в Т-28. У первых танков 1933-1935 года часто лопались рессоры, изнашивались и выходили из строя шестерни бортовых передач, детали подвески. В основном это было связано с недоработками и технологическим браком, собственно, Т-28 – это первый серийный средний танк СССР, так что это вполне объяснимо.
Танк много и часто дорабатывали, улучшали, но полностью избавиться от проблем так и не удалось. К примеру, в 1936 году изготовили 52 танка Т-28А, с установленной новой трансмиссией, что позволило разогнать танк по шоссе до 60 км/ч.
ТТХ танка Т-28
1. Боевая масса – 25,4 т. И около 32 тонн экранированный вариант Т-28Э;
2. Длина корпуса – 7370 мм, ширина 2870 мм, высота 2625 мм, клиренс 500 мм;
3. Экипаж 6 человек;
4. Броня: стальная катаная гомогенная: лоб корпуса (верх) – 30 мм, лоб корпуса (середина) – 15 мм, лоб корпуса (низ) – 30 мм, борт корпуса - 20+10 (экран) мм, корма корпуса – 20 мм, лоб башни – 20 мм, маска орудия – 20 мм.
5. Пушка КТ-28, затем Л-10, 76,2 мм, боекомплект – 69 снарядов.
6. Пулеметы 4 или 5 штук, 7,62 мм ДТ.
7. Двигатель М-17Т, 450 л.с.
8. Скорость по шоссе 42 км/ч, по пересеченной местности 20-25 км/ч. Запас хода 180-190 км.
Заключение
Несмотря не на что, танк Т-28 получился отличным для своего времени, не имеющий аналогов за рубежом. В Германии, например, в начале-середине 30-х годов не было бронетанковых войск, а Франция щеголяла легкими танками FT-17. Английский «Виккерс» Mk I проигрывал Т-28 по многим важным характеристикам.
Но время шло, действительность требовала двигаться дальше, КВ и Т-34 – лучшие наследники старичка Т-28.