Найти тему
БИЗНЕС Online

«Где-то будет поскромнее, ничего!»: Путин решился-таки пересадить чиновников на российские авто

Оглавление

АвтоВАЗ уже на низком старте. Успеет ли театр им. Джалиля купить Hyundai за 3,9 миллиона?

«Все чиновники страны должны ездить на отечественных автомобилях. Где-то будет поскромнее, чем раньше, ничего страшного», — рассуждал сегодня президент России Владимир Путин. На встрече с промышленниками глава государства рассказал, что госструктуры и администрация уговаривали его продолжить закупки иномарок для своих нужд, но он отказался. Вскоре после выступления Путина минпромторг, АвтоВАЗ и «Москвич» хором заявили, что готовы обеспечить чиновников машинами, если будет заказ. Правда, тема обсуждается давно, а реальных подвижек до сих пор не было. Более того, у чиновников есть лазейки, как покупать дорогие иномарки.

«Кому «Москвич», кому LADA, а кому Aurus»

Идею пересадить российских чиновников на отечественный автопром новой никак не назовешь. Еще в 1997 году президент России Борис Ельцин с подачи вице-премьера Бориса Немцова запретил закупки иномарок для правительственных чиновников. Уже приобретенные машины разрешили оставить, но планировали со временем избавиться от них на аукционах. Правда, сам Ельцин так и не отказался от своего Mercedes-Benz S500 Pullman Guard, а спустя ровно три года отменил запрет. С тех пор к «светлой идее» возвращались еще не раз, но до реализации пока не дошло.

К примеру, на совещании по автопрому в Набережных Челнах в 2008 году на тот момент премьер-министр РФ Владимир Путин потребовал от естественных монополий и госкомпаний закупать для своих нужд только автомобили, произведенные внутри страны. «Сегодня, когда наши производители вынуждены сокращать производство, считаю абсолютно недопустимым расходовать деньги для приобретения импортных машин», — подчеркнул Путин. Правда, дальше «словесных интервенций» дело тогда не зашло. Саму идею будто воспринимали не всерьез, а как риторическую и скорее популистскую. Если руководство страны передвигается на иномарках, о какой замене автопарка может идти речь?

Два года подряд пересесть на отечественное чиновников уговаривает министр финансов РФ Антон Силуанов. В июне глава минфина на площадке ПМЭФ даже прокатился на новой LADA Aura — удлиненной версии Vesta, которая, как считают на АвтоВАЗе, подойдет госслужащим. По итогам тест-драйва впечатленный Силуанов призвал отказаться от иностранных автомобилей в пользу отечественных. На уточняющий вопрос, готов ли минфин РФ показать пример и пересесть на новую LADA, Силуанов ответил: «В целом да». А спустя месяц «шарманку» о том, что госслужащим надо ездить на российском, завел уже председатель Госдумы Вячеслав Володин.

На пленарном заседании спикер ГД сильно радовался приходу китайских производителей, которые, в отличие от европейцев, якобы готовы делиться технологиями и заниматься локализацией производства. «Почему вы медлите и не принимаете нормативные акты, обязывающие чиновников всех уровней пользоваться нашими, отечественными автомобилями?» — негодовал Володин, обращаясь к главе минфина. Силуанов, разумеется, полностью поддержал «благие помыслы» спикера Госдумы и предложил прописать для госзакупок автомобилей обязательный уровень локализации. «Кому „Москвич“, кому LADA, а кому Aurus», — улыбался Володин. И подчеркивал, что чиновники должны не только знать о создании российского автопрома, но и участвовать в этом важном процессе.

  Как отметил Путин, министерства, ведомства и управление делами президента просили его продолжить закупки служебного транспорта и сделать упор на иномарки Фото: kremlin.ru
Как отметил Путин, министерства, ведомства и управление делами президента просили его продолжить закупки служебного транспорта и сделать упор на иномарки Фото: kremlin.ru

Путин: «Все чиновники страны должны ездить на отечественных автомобилях»

Пожалуй, даже призыв Володина всерьез воспринимать не стали, но сегодня по «актуальной» теме неожиданно выступил президент России. На сегодняшней встрече с промышленниками в Кремле гендиректор АвтоВАЗа Максим Соколов предложил Путину испытать испытать новый бюджетный автомобиль — LADA Iskra, которая должна заменить Granta. Дальше вскрылась интересная деталь.

Как отметил Путин, министерства, ведомства и управление делами президента просили его продолжить закупки служебного транспорта и сделать упор на иномарки. Сидящий рядом вице-премьер РФ Денис Мантуров на этих словах покивал и улыбнулся. «Я сказал, что это должно быть абсолютно исключено и все чиновники страны должны ездить на отечественных автомобилях. Где-то будет поскромнее, чем раньше, ничего страшного. Наоборот, даже хорошо. Все это чиновничество наше замечательное должно понимать, что нужно стремиться к развитию отечественных брендов, отечественных автомобилей, другой отечественной продукции», — подчеркнул президент. Тут активно закивал уже глава АвтоВАЗа. Путин добавил, что Россия не станет отказываться от импорта, но «какие-то базовые вещи — если мы уж сами потребляем — должны быть ориентированы на отечественного производителя».

Мантуров на встрече воздержался комментариев, а «знакомый с ситуацией» источник РИА «Новости», комментируя слова Путина, отметил, что у российского автопрома не хватит мощностей, чтобы сделать большую закупку машин. «Тема начала прорабатываться какое-то время назад. И специалисты, которые занимаются госзакупками, встречались с автопроизводителями, уточняли вопросы, касающиеся закупки большой партии. Пока нужных мощностей, а значит, количества машин, нет», — сказал собеседник агентства.

  Владимир Путин: «Все это чиновничество наше замечательное должно понимать, что нужно стремиться к развитию отечественных брендов, отечественных автомобилей, другой отечественной продукции» Фото: kremlin.ru
Владимир Путин: «Все это чиновничество наше замечательное должно понимать, что нужно стремиться к развитию отечественных брендов, отечественных автомобилей, другой отечественной продукции» Фото: kremlin.ru

Уже через полчаса минпромторг РФ, АвтоВАЗ и «Москвич» в один голос заявили, что мощностей хватит и они готовы обеспечить чиновников транспортом, если поступит заказ. Пожалуй, главный вопрос теперь — а будет ли этот заказ? И куда денут иностранные автомобили, которых в автопарках чиновников сейчас предостаточно?

Более того, некоторые иномарки государственные ведомства и учреждения закупают прямо сейчас. К примеру, театр им. Джалиля планирует купить Hyundai Sonata не ранее 2022 года выпуска за 3,9 млн рублей, а АО «Казметрострой» — автомобиль Skoda за 806,2 тыс. рублей.

Есть и еще один важный аспект. Как правило, закупки авто для бюджетных ведомств привлекают внимание, когда речь идет о люксовых машинах. Для покупки таких автомобилей ведомства могут использовать различные лазейки. Так, например, дорогие автомобили могут закупать подведомственные предприятия, ГУПы, МУПы и даже АО. Чаще всего такие закупки проходят через них, уже не по 44-ФЗ, по которому необходимо предоставить полный пакет документов, а по 223-ФЗ, где такое не требуется. В итоге закупка производится за счет внебюджетных средств. После того как заказчик в лице АО, ГУП или МУП проводит тендерную процедуру и оформляет автомобиль на себя, подведомственное предприятие производит передачу активов в виде движимого имущества на баланс своего учредителя — госструктуры.

К примеру, татарстанское АО «Рацин», подведомственное минсельхозу РТ, в ноябре 2022 года объявило тендер на покупку автомобиля марки Mercedes-Benz за 17,4 млн рублей. Закупка производилась в рамках №223-ФЗ, так что формально АО не подпадало под ограничения, которые введены на закупки для государственных органов. После объявления закупки в компании оперативно не смогли прокомментировать, для чего оператору регионального продовольственного фонда РТ потребовался дорогостоящий немецкий агрегат. Но позже поступил официальный ответ за подписью директора Дениса Самодурова, в котором он сообщил, что автомобиль представительского класса необходим для «обеспечения безопасного и комфортного передвижения ключевых партнеров, спонсоров выставок, иностранных делегаций». Видимо, поэтому Силуанов недавно предлагал пересаживать на отечественные машины в том числе унитарные предприятия.

Другая такая лазейка — это аренда. Минстрой РТ в конце 2022 года выставил тендер, но не на покупку, а на аренду автомобилей. Ведомство арендовало сразу 10 автомобилей: три внедорожника 4×4 с объемом двигателя до 4,5–5 тыс. куб. см, а также 7 седанов D и D+ класса с «движком» до 2–2,5 тыс. «кубов». Все машины с автоматической коробкой передач, и большинство весьма свежие — 2020 года выпуска. Автомобили будут арендованы на 2023-й — за это удовольствие минстрой заплатит 5,4 млн рублей. Останутся ли в силе такие схемы, вопрос открытый. И вообще, какой автомобиль можно считать российским? Нынешний «Москвич», который собирается из комплектов из Китая, отечественный?

«Если машина LADA, то это нереально осуществить — пересадить чиновников»

В беседе с «БИЗНЕС Online» эксперты комментируют заявление Путина и рассуждают, можно ли в принципе пересадить чиновников на отечественные авто.

Алексей Мухин — политолог:

— Импортозамещение идет не так быстро, как хотелось бы. Это его (Путина прим. ред.) работа — продвижение автомобилей. Уже пытались пересадить чиновников на отечественный автопром, но всякий раз они избегали подобной участи. Эту идею надо развить. Нужно, чтобы чиновники и члены их семей лечились в российских клиниках, в отпуск ездили на российские курорты, а там и к российским автомобилям подберутся. Если делать это в приказном порядке, например, через систему госзакупок, сделать временный или постоянный запрет на закупку иностранных автомобилей, то такое решение осуществимо. Хочешь иностранный класс — покупай за свои деньги! Госденьги тратить только на отечественные автомобили — хорошая идея.

Высказывание Путина не привязано к выборам. Скорее оно решает проблему с чиновниками, которые не хотят пересаживаться на отечественный автопром. Я напомню, что Владимир Владимирович ездит за рулем отечественных машин достаточно давно. Он, можно сказать, амбассадор разных отечественных брендов.

Дмитрий Гусев — депутат Госдумы, фракция «Справедливая Россия»:

— Давно пора это сделать. Я думаю, все его (Путинаприм. ред.) поддерживают. Служебные машины Государственной Думы, а все какие-то Ford и KIA… Давайте сделаем «Москвичи»! Конечно, в этом году снизилось количество выпускаемых машин [в России] на 29 процентов, а такой мерой мы поддержим наш автопром.

Во-первых, это правильно с точки зрения патриотизма, а во-вторых, это правильно с точки зрения поддержки нашей автомобильной промышленности. Пусть чиновники на своем опыте почувствуют, пусть сами перейдут на русский автомобиль. А у нас есть хорошие машины. Повторюсь, у нас в Думе, к сожалению, служебные машины — Ford и KIA. Но с государственного заказа как раз возможен массовый выпуск. Все служебные машины нужно сделать нашими «Москвичами». Должен быть принят такой закон. Появятся машины и среднего, и бизнес-класса. Технология производства однозначно улучшится.

Игорь Моржаретто — автоэксперт:

— Реально нужно разобраться с термином «российский автомобиль». У нас непонятно, это машина LADA или это все, что производится в России. Если машина LADA, то это нереально осуществить — пересадить чиновников. Если все, что производится в России, то у нас масса китайских марок — и под собственными брендами, и под брендами по типу «Москвича», тогда реально. Только их нужно признать российскими автомобилями.

Софья Гаврилова, Фаиль Гатаулин