Найти тему
Киноамнезия

Что завещала зрителям героиня Мирошниченко из фильма «Старый Новый год»

Оглавление

Актриса ушла из жизни на 82 году жизни.

СМИ сообщили, что 3 августа скончалась Ирина Мирошниченко – представитель старой актерской школы, которая своим присутствием украсила не один фильм. Мне актриса больше всего запомнилась по киноленте «Старый Новый год». Узнав о смерти народной артистки РСФСР, я пересмотрел сатирический фильм с её участием, чтобы понять, что нам, зрителям, завещала её героиня Клава Полуорлова.

Кадр из фильма "Старый Новый год"
Кадр из фильма "Старый Новый год"

«Не дают — вот и не надо»

Ирина Мирошниченко, на мой взгляд, была рождена для роли Клавы Полуорловой – представителя интеллигенции, которая из своего супруга «сделала Орла». Он женственна, обаятельна и умна.

В двухсерийном фильме жена «изобретателя биосистемы» выходит на первый план не сразу. В начале киноленты она больше отмалчивается, с ехидной улыбкой поглядывает на мужа, который выносит всю мебель из дома.

Однако, героиня Мирошниченко в первой серии находится не для галочки. Она задает нужную тональность некоторым эпизодам. В одном из них Петр Полуорлов изобличает своих гостей, а затем произносит «Вот я!», после чего героиня Мирошниченко делает колкую ремарку: «Ну-ну!».

Кадр из фильма "Старый Новый год"
Кадр из фильма "Старый Новый год"

Таким образом Клава не только обезоруживает «правдоруба», но и подчеркивает его реальную значимость в компании: «Ну вот кому что надо – вот в чем вопрос».

А как героиня Мирошниченко просит прощения у своего супруга – отдельный вид искусства по укрощению строптивых мужей.

А еще Клава Полуорлова на личном примере показывает, как важно находить время для праздника. Именно в этих ярких эпизодах скрыт смысл нашего существования:

«А эта заброшенная оранжерея, вспомни... Мы убежали от всех, спрятались в этой оранжерее... Сухие цветы, мы их трогали, они шуршали, лопались. Семена сыпались из коробочек, нас все искали, а мы с тобой... Эта оранжерея. Ах, как мы были трепетны. Как мы боялись прикоснуться».
Кадр из фильма "Старый Новый год"
Кадр из фильма "Старый Новый год"

Она словно говорит зрителям: нужно ценить красоту, молодость, романтику, а иногда и жертвовать собой, ради близких людей. Именно жертвенность, по мнению героини, отличает интеллигента, от невежды.

Её антипод - Клава Себейкина. Эта женщина зациклена на потреблении. Полуорловой не нужно два пианино для полного счастья. Достаточно оранжереи, уютного дворика, в котором можно украсить елку. Если выбирать между двумя Клавами, то Полуорлова мне ближе. Почему? Она способна из меня сделать Орла.

Кстати, Клава Полуорлова не только романтик, но и стратег. Она призывает зрителей не боятся перемен - брать от жизни все, что она тебе дает здесь и сейчас. Не должно быть таких ситуаций, когда «Ничего не надо. Не дают — вот и не надо».

Кадр из фильма "Старый Новый год"
Кадр из фильма "Старый Новый год"

Если говорить про сам фильм «Старый Новый год», то в нем понятие «актерский ансамбль» воплощено в полной мере и самым ярким образом. И это не просто отличные работы – это то, что Верочка в «Служебном романе» звала «комбинаторностью»: когда правильное сочетание нескольких звездных – или не обязательно звездных – артистов, точно попадающих в своих персонажей, рождает какой-то новый смысл и новую энергию.

Таковы здесь солирующие Калягин и Невинный, которые большую часть времени не пересекаются, как параллельные прямые, но удивительно зеркалят друг друга в повадках; таков шикарный Бурков в роли философствующего тестя с набором бессмысленных вводных конструкций на все случаи жизни; такова бестолково куплетирующая Ханаева – ну да, прям сверчок, да все-все-все… Ну, и жемчужина - Евстигнеев в роли старика Адамыча, резонера в этом классицистом шапито. Он связывает рабочих и интеллигентов. Дружная толпа отправляется в баню, где стираются социальные границы.

Кадр из фильма "Старый Новый год"
Кадр из фильма "Старый Новый год"

На мой взгляд, на такие фильмы сложно писать рецензии. Почему? Каждый раз пересматривая их, открываешь для себя что-то новое.

К сожалению, теперь во время просмотра мое сердце будет наполняться грустью: от нас ушла талантливая актриса Мирошниченко, оставив после легкий шлейф надежды на то, что в нашей суровой и меркантильной жизни у Полуорловых всё еще есть шанс стать Орлами.

Друзья, также подписывайтесь на игровой канал «Игры “Киноамнезии”», где также есть место вампирам, оборотням и не только. Жду вас в гости в telegram-канале "Киноамнезия", а также одноименном YouTube-канале, где также много активностей. А пока - пока!