Смотрел в 2018 году, сразу после выхода. Наткнулся на свои впечатления. Собираюсь пересмотреть. Если не видели этот фильм — смотреть надо обязательно.
«БАЛЛАДА БАСТЕРА СКРАГГСА»
(THE BALLAD OF BUSTER SCRUGGS, 2018, РЕЖ. ИТАН КОЭН, ДЖОЭЛ КОЭН). США. IMDb: 7.3 / Я: 8.1
Фильм братьев Коэнов. Я прямо представляю, как эти спесивые маргинальные перцы в легком поклоне подбираются к Тому Уэйтсу на вечеринке и говорят, хитро прищуриваясь: «А не пожелает ли глубокоуважаемый сэр украсить своей великолепной игрой наше новое паршивое кинишко? И песенку спеть притом?». А Том, склонившись по тем же углом, начинает от них отодвигаться, приговаривая: «Как можно вообразить, чтобы он, дилетант и музыкантишко, которого иногда снимают друзья чисто из жалости, мог даже помыслить сыграть в новом божественном фильме солнцеликих братьев… Разве что — какого-нибудь старикана-золотоискателя, который смотрит на красоту вокруг и просто пытается выжить, вместе со своим осликом…». Тут они ржут, чокаются и бьют по рукам.
Новый фильм братьев Коэнов прекрасен. Собственно, все зигзаги их творчества — от чрезмерного ума, как только они уходят на рассказ простых историй — эти истории уже в головах зрителей обрастают объемом и глубиной. Как только начинают умствовать — зритель начинает скучать. «Чем проще — тем мудрее» — это про них. И, кажется, они поняли это еще на блистательном «Бартон Финке». Но иногда забывают (смайл).
Этот фильм кристально прост и чист, как слеза ребенка. И оставляет потрясающее впечатление, хотя, казалось бы, просто иллюстрирует рассказы из старой книжки пилигримов, так похожие на сказки для крестьянских детей Льва Толстого. Шесть новелл в стиле вестерн. Изначально фильм должен был стать сериалом, но что-то пошло не так с контрактом с Netflix и братья перевели его в полный метр.
Антон Долин в «Медузе» пишет о фильме:
«Любой фильм заслуживает беспристрастного разбора — анализа слабых и сильных сторон, после чего следует вынести вердикт: надо смотреть или не обязательно. С братьями Коэнами это не работает. Не то чтобы они были выше критики; просто каждая их новая картина, даже самая неудачная, это праздник. „Баллада о Бастере Скраггсе“ — два часа беспрестанной радости, которую не омрачает даже тот очевидный факт, что в череде коэновских фильмов этот — едва ли не самый макабрический и безнадежный.»
«Как всегда у Коэнов, фильм превосходно сделан. Их перфекционизм доходит до издевки, как это было в предыдущей попытке вестерна, „Железной хватке“ (к жанру братья подбирались не раз, в том числе, в „Старикам здесь не место“ и „Да здравствует Цезарь! “, но никогда до сих пор не занимались настолько откровенным троллингом).»
«впечатление от фильма остается удивительно светлым. Хотя чему же тут удивляться? Впервые за 34 года карьеры Коэны позволили себе рассказать честную, чистую, лишенную их привычной глумливости историю любви — самую длинную, подробную и душераздирающую во всем альманахе. Как минимум один внятный ответ на туманный вопрос о смысле бытия получен».
А Шамиль Керашев в «Российской газете» пишет:
«Были времена, когда безусловные шедевры тандем великих режиссеров чередовал с милыми безделицами. И вот, наконец, настало время совсем уж необычное. Поскольку „Баллада Бастера Скраггса“ — это разом и милая безделица, и безусловный шедевр, и — чего уж там — наверное, лучший фильм братьев Коэн.»
«Для особенно непонятливых и склонных рассматривать фильмографию Коэнов лишь в качестве энциклопедии циничного стеба, впрочем, заготовлены две последние главы … оставляющие нас — как и „Баллада Бастера Скраггса“ в целом — наедине с не самыми веселыми мыслями о ценности человеческой жизни, законах бытия, тяжком грузе грехов и прочих нюансах экзистенции.»
Выделяется своим мнением Станислав Зельвенский в «Афише»:
«Неудивительно, наверное, что фильм получился неровным. В нем есть как проблески коэновского гения, так и материал в духе их второстепенных работ (к которым, вероятно, будет отнесена и эта), когда вроде все и здорово, но не совсем понятно, зачем. За пределами круга фанатов „Баллада“ едва ли будет пользоваться большой популярностью.»«Коэны, вроде бы собравшие для антологии свои старые наброски, десятилетиями копившиеся в столе, играют с разными тропами и поджанрами вестерна, и конечно, братьям на этой территории сегодня нет равных. Их любимая тема — ирония человеческого бытия и небытия — в мифологии американского фронтира, где судьба индейка, а жизнь копейка, раскрывается особенно выпукло»
А я скажу так: это из тех фильмов, которые надо смотреть обязательно. Вне зависимости от того, что вы там увидите: просто набор непритязательных ковбойских историй или пронзительную по красоте и простоте мудрость этого мира — время вы потратите не зря. Заношу его в копилку любимых фильмов.
Такие дела.