В этом году исполнилось 100 лет Государственному историческому музею Южного Урала — такое наименование ныне имеет Челябинский областной краеведческий музей.
К 95-летию музея наш журнал опубликовал статью Татьяны Палагиной, Юрия Богатенкова «Ворота в Сибирь» // Мир Музея. 2018. N 11. С. 42 - 44.
Вскоре после окончательного установления Советской власти в Челябинске, осенью 1919 года, Челябинский губернский отдел народного образования поручил школьному учителю Ивану Гавриловичу Горохову начать работу по созданию музея.
Началась большая и кропотливая работа по сбору экспонатов для музея. Осенью 1922 года Челябинский губернский исполком, дав положительную оценку деятельности И. Г. Горохова «при наличии невероятно тяжёлых объективных условий по собиранию музея», принял решение о выделении для музея средств и небольшого здания бывшего купеческого дома. Эти условия были действительно трудными: стоит вспомнить страшный голод 1920 – 1921 годов в Челябинской губернии, унесший треть населения.
Организационные работы по подготовке музея к открытию были завершены к началу июля 1923 года. Об открытии музея Горохов рассказал в челябинской газете «Советская правда»: «1 июля состоялось скромное торжество открытия в Челябинске Музея местного края... Создались благоприятные условия для изучения чрезвычайно богатого и интересного края не наезжими учёными и экспедициями, а силами местных исследователей».
В январе 1924 года музей посетил народный комиссар просвещения
А. В. Луначарский, который оставил запись в книге отзывов посетителей и выразил удивление по поводу того, что в молодом музее столько интересных коллекций. В основу собрания музея легли археологическая (раскопки в окрестностях Челябинска 1906 – 1910 годов) и нумизматическая коллекции Н. К. Минко, переданные его вдовой и сыном Горохову, этнографическая коллекция, собранная музейным Обществом изучения местного края, ботанические сборы И. М. Крашенинникова (впоследствии доктор биологических наук), материалы из археологических раскопок 1924 – 1925 годов учёного, археолога музея С. Н. Дурылина (впоследствии доктор филологических наук).
Дальнейшая жизнь музея протекала в русле истории страны: состоялся переезд в здание бывшей церкви, где музей находился с 1929 по 1989 год.
Не обошли стороной музей и репрессии 1930-х годов, и разгром краеведения, и трудности периода Великой Отечественной войны. В годы войны И. Г. Горохов, оставаясь единственным сотрудником, предпринимал героические усилия, направленные на сохранение коллекций.
В послевоенные годы музей продолжал честно трудиться, выполняя
все свои функции. В 1974 – 1975 годах были созданы новые экспозиции в соответствии с уровнем развития музейного дела того времени. Через 10 лет коллектив стал готовиться к обновлению экспозиций. После возвращения церковного здания православной общине фонды музея ютились на первом этаже жилого дома, где постоянно происходили аварии канализационной системы; экспозиционная площадь (тоже первый этаж жилого дома) не превышала 400 кв. м. И такое положение, беспрецедентное в российской музейной практике, сохранялось в течение 17 лет.
Новый период в истории музея начался в 2006 году — после переезда
музея в здание, специально выстроенное по инициативе и при патронаже тогдашнего губернатора Челябинской области Петра Ивановича Сумина. Возведённое по индивидуальному проекту на берегу реки — на предполагаемом месте нахождения Челябинской крепости 1736 года, давшей начало городу, — здание и внешними очертаниями напоминает крепость. Сегодня это одно из красивейших архитектурных сооружений Челябинска.
Экспозиция трёх залов общей площадью около двух тысяч квадратных
метров была построена в кратчайшие сроки за неполные два года — с 2007 по 2009 год. В качестве одного из основных концептуальных принципов была взята теория В. И. Вернадского о биосфере и ноосфере, его понимание глобальной взаимосвязи живой и неживой материи, диалектического единства природы, общества, человека. Поэтому в структуре экспозиции выделены три основных направления: естественно-историческое, археолого-этнографическое и историческое. Соответствующие разделы экспозиции связаны между собой, взаимно дополняя друг друга.
Первый зал экспозиции носит название «Зал природы и древней истории». Природа и древняя история представлены в едином пространстве (темы «Плейстоценовая фауна» и «Заселение Урала человеком» даже объединены в одной витрине).
Начиная с эпохи бронзы территория Южного Урала становится одним из ведущих металлургических центров (Аркаим). Экспозиция рассказывает о развитии горнозаводской промышленности XѴIII века, индустриализации края в 1930-е годы, развитии промышленности во второй половине XX века. Особенности исторического развития общества на территории Южного Урала обусловлены его природными условиями.
Перед входом посетителей встречает эксклюзивная скульптурная
группа в технике златоустовской гравюры на стали «Европа и Азия». Тема единства евразийского пространства раскрывается в росписях фриза первого зала. Внешнее пространство зала посвящено материальной культуре кочевого и оседлого населения (занятия, жилище, быт), внутреннее — духовной культуре (искусство, праздники, религия).
Когда-то Южный Урал был окраиной Российской империи, надолго сохраняя пограничное значение и роль форпоста в торговых связях со странами Востока. С древнейших времен здесь происходил товарообмен и пограничная торговля. Со строительством железных дорог (Самаро‑Златоустовской и Транссибирской) территория края приняла функцию «ворот в Сибирь», а затем нового промышленного центра, «опорного края державы». Все эти темы нашли отражение в экспозиции. Зал истории XX века охватывает историю края вплоть до 1990-х годов.
Государственный исторический музей Южного Урала
#мирмузея #архивмирмузея #мирмузеяархив #мирмузея2018 #Челябинск #ГИМЮжногоУрала #настоящиеценностибудущего #развитие