Судя по приватным беседам в тусовке бостонских экономистов, Хафизе Эркан — истинный патриот своей страны. Не зря в Штатах, где она работала в ведущих коммерческих банках, за ней закрепилось прозвище «чудесная турецкая девушка». Прекрасно образованная, перенявшая западную ментальность и подход к ведению бизнеса, но не отказавшаяся от своих корней.
Говорят, Хафизе почти не раздумывала, когда турецкий лидер предложил ей возглавить Центробанк. И для принятия должности главы ЦБ Турецкой республики условие она выставила только одно:
— Не мешайте мне работать!
Дело в том, что склонный к экспериментам в области экономики Реджеп Эрдоган до сих пор никакой вольности своим центральным банкирам не давал. Любое несогласие с его стремлением удерживать низкие процентные ставки на фоне сначала галопирующей, а затем и гиперинфляции заканчивалось всегда одинаково. Глав ЦБ увольняли. Без всякой жалости.
Не готов снижать ключевую ставку, потому что цены на потребительском рынке растут? Выйди вон — и точка. Пока цены галопировали на 10-20% в месяц, ставка падала по указке султана с 14% до 8,5%.
Как следствие, проблема разрасталась:
С подорожанием продуктов питания картина была еще хуже.
Продовольственная инфляция в Турции за докризисные 20 лет лишь один раз перешагивала за 20% в годовом выражении. А в ноябре 2022 года перешагнула 100%-ный барьер, достигнув уровня 102,55%.
Не отставала и коммунальная инфляция. Тарифы на услуги жилищно-коммунального сектора за год выросли почти в 3 раза:
Вместе с ростом цен буквально на всё выросли и риски выхода народного недовольства за пределы кафе и кухонь — на улицы и площади Анкары и Стамбула.
Перед выборами Эрдоган не мог допустить подобного развития событий, и, скрипя зубами, согласился предоставить толику вольности своему новому очаровательному главному банкиру.
Разумеется, гладко было лишь на бумаге
Полной свободы действий Хафизе Эркан так и не получила. Султан не разрешил поднять ключевую ставку сразу до уровня инфляции, опасаясь оттока капитала из страны и снижения инвестиционной активности.
Опасения более чем обоснованные: сложно выбирать между снижением уровня жизни людей и перспективой погубить всю экономику, оставив население еще и без рабочих мест.
В итоге ключевую ставку начали поднимать по кусочкам, а не рывком. С 8,5% в мае до 15% в июне и до 17,5% в июле. Хотя более уместен был бы аргентинский сценарий — в этой стране ключевая ставка 97%, но плюсовой экономический рост сохранен.
Помогло ли мягкое (для этих условий) поднятие ставки спасти народ Турции от обнищания? Пока нет. Инфляция, слегка замедлившаяся после первого повышения ставки, по итогам июля снова растет:
- С 38,21% до 47,83% — общая инфляция в годовом выражении,
- С 53,92% до 60,72% — продовольственная инфляция.
Да, не все идет гладко. Но я верю в «чудесную девушку» — с ее опытом работы в банковской сфере и пониманием экономических перспектив родины она должна суметь убедить Эрдогана отказаться от экспериментов в пользу проверенных временем решений.
Поддержите лайками, подписывайтесь здесь и в Телеге — всем рад!