Итак, вы написали первый черновик работы. Сделайте перерыв на несколько дней. Это поможет вам взглянуть на сочинение "свежим взглядом", когда вы приступите к следующему, очень ответственному этапу работы над эссе. Этот этап называется пересмотром. Пересмотр означает редактирование текста с ориентацией на качество и эффективность вашего сообщения: ясность мыслей, внятность (связность и последовательность), грамотность и стиль.
(Качество текста складывается из четырех основных компонентов: см. выше.
Мысль - это содержание написанного. Необходимо четко и ясно формулировать идеи, которые вы хотите выразить, в противном случае вам не удастся донести эти идеи до окружающих.
Внятность - доступность текста для понимания. Легче всего ее можно достичь, пользуясь логично и последовательно тщательно выбранными словами, фразами и взаимосвязанными абзацами, раскрывающими тему.
Грамотность отражает соблюдение норм грамматики и правописания. Если в чем-то сомневаетесь, загляните в учебник, словарь, руководство по стилистике и т.п.
Корректность - это стиль написанного. Стиль определяется жанром, структурой работы, целями, которые ставит перед собой пишущий, читателями, к которым он обращается)
Второй черновик
Начните стадию пересмотра, рассмотрев те аспекты эссе, которые влияют на содержание, структуру и оформление. Работайте, начиная с более крупных компонентов и до самых мелких - от абзацев к предложениям, от предложений к словам. Обратите внимание на плавность изложения, логику, переходы и связки.
Уровень текста
Спросите себя:
1. Представляет ли текст в целом мысли, сведения, представления полностью и ясно?
2. Даны ли ответы на поставленные вопросы? Выполнены ли задачи?
3. Насколько логично и последовательно изложены мысли?
4. Выражает ли работа позицию, взгляды и представления автора?
5. Выдержана ли композиционная структура (вступление, основная часть, заключение)?
6. Соответствует ли объем работы?
7. Адресован ли текст тем людям, которые, по-вашему, прочитают работу?
8. Используются ли стиль, образы и выразительные средства, подходящие к данной ситуации?
Уровень абзаца
Проверка эффективности абзаца - попробовать свести его содержание к единственному главному утверждению. Все остальное в абзаце служит подтверждению, аргументации, иллюстрации главной темы.
Абзац - это ряд предложений, выстроенных в значимом порядке и соединенных связующими словами и фразами. Внутри абзаца устанавливается последовательность предложений, чтобы вести читателя от одной темы к следующей логическим путем.
Хорошо составленные абзацы
- помогают автору думать в терминах общих заявлений или основных идей, с одной стороны, и конкретных утверждений, которые их поддерживают, с другой;
- помогают читателям четко и правильно воспринимать идеи и их подтверждение, чтобы они могли следить более внимательно за сообщением и его развитием;
- включают такую и только такую информацию, которая позволяет автору выразить свои мысли наилучшим образом и сильнее всего воздействует на читателя;
- связаны с предыдущим и последующим абзацами;
- нарушают однообразие длинного документа, сделав материал более привлекательным для читателя.
Большинство абзацев состоит из трех-пяти предложений. Длина абзаца может варьироваться в зависимости от обсуждаемого предмета и структуры предложений. Короткие абзацы хорошо передают основные идеи, яркие мысли. Длинные - служат для пояснений и примеров. Вступление и заключение - обычно самые короткие абзацы в тексте.
Связки
Связки или переходы - это слова и словосочетания, которые показывают, в каком направлении развивается ваша мысль. Они разъясняют зависимость между компонентами текста. Авторам близок предмет, поэтому они часто упускают из виду необходимость разъяснения своей позиции читателю. Без связок написанное бывает отрывочным, связи между мыслями - нечеткими, и читатели могут быть сбиты с толку. Если же связок слишком много, текст становится излишне официальным, а иногда и напыщенным. Умеренное использование связок внутри абзацев и между ними делает написанное логичным и ясным.
Примеры связок
Введение темы: во-первых, во-вторых, в добавление, также, кроме того, причем, кстати, только
Пояснение: другими словами, то есть, а именно, таким образом, тем самым, вместе с тем
Выделение: особенно, даже, прежде всего, в первую очередь, тем более
Дополнение: тоже, также, еще, вдобавок, к тому же, кроме того, потом, причем, притом, кстати, кстати говоря, между прочим, собственно
Сравнение: так же, подобно, подобным образом, вроде того, как будто, будто бы, словно, точно, как бы
Сопоставление: если ..., то; в то время как, между тем как, насколько..., настолько; по мере того как
Противопоставление: однако, впрочем, зато, напротив, наоборот, между тем, только, с другой стороны, иначе, всё же, тем не менее, все-таки
Примеры: например, а именно, включая, к примеру, в частности
Ограничение: только, лишь
Уточнение: точнее, вернее, скорее, иными словами, лучше сказать
Предположение: возможно, может быть, наверное
Условие: если, если бы, в случае, на случай, при условии, коль скоро
Причина: потому что, так как, поскольку, из-за того, что; оттого что, ради того, что; благодаря тому, что; благо, вследствие, в результате, в силу того, что; на основании того, что; исходя из того, что; под предлогом того, что; тем более, что
Уступительные связи: несмотря на, хотя, при том что, при всем том, что; независимо от того, что; вопреки тому, что; даром, что; пусть, пускай, правда, все-таки, тем не менее, вместе с тем, в то же время, все же
Цель: чтобы, ради, лишь бы, только бы, хоть бы, как бы, с расчетом на; затем, чтобы
Следствие: так что, значит, следовательно, стало быть, поэтому, итак
Заключение: наконец, напоследок, в заключение, и потому, и поэтому, и из-за этого, и тогда, и тем самым, и таким образом, подводя итоги.
Спросите себя:
1. Вызывает ли интерес вступление?
2. Содержит ли вступление основную идею работы?
3. Можно ли выделить ключевые идеи основной части эссе?
4. Достаточно ли аргументов и иллюстраций в работе?
5. Насколько логично, последовательно, органично текст основной работы разбит на абзацы?
6. Подчеркивает ли заключение главные мысли, прогноз, перспективы развития ваших идей?
7. Оставляет ли заключение у читателя ясное представление о ваших идеях о предмете эссе?
8. Обращен ли каждый абзац к читателю?
Если вам удалось дать положительный ответ на каждый из вопросов, вы можете перейти на следующий уровень работы над эссе. (см. следующую часть)