Найти тему
Татар-информ

Антирекорды пикирующего рубля: «95 за доллар увидеть можем»

Оглавление

Август в России традиционно связан с тревогой в ожидании дефолта. В этом смысле евро и доллар с их вчерашними антирекордами только добавили нервозности. Однако сегодня власти оперативно приняли меры. Минфин до конца года притормозит закупку валюты на нефтегазовые сверхдоходы. Эксперты рассказали, чего стоит ожидать от валютного рынка.

Евро и доллар с их вчерашними антирекордами добавили нервозности. Фото: © Антон Черныш / «Татар-информ»
Евро и доллар с их вчерашними антирекордами добавили нервозности. Фото: © Антон Черныш / «Татар-информ»

«Объяснить и я могу. Ты скажи, что происходит»

Евро и доллар продолжают обновлять июльские антирекорды. Высшей точки курс официальной валюты еврозоны достиг накануне – 103 рубля, на этой же позиции и остался к закрытию торгов. Доллар по итогам дня стоил 94,2 рубля. Рубль ослаб до уровня марта 2022 года.

Сегодня с утра курсы валют отскочили назад, но потихоньку снова начали набирать темп. В результате на Московской бирже доллар на 12.30 мск стоил 93,6 рубля, евро – 102,3 рубля.

Профессор Высшей школы экономики Евгений Коган заметил, что колебания курса рубля напоминают ему старую шутку про аналитиков:

– Дружище, ты вообще понимаешь, что происходит?
– Ну я, если хочешь, могу объяснить.
– Слушай, объяснить и я могу. Ты скажи, что происходит!

Он заявил, что по сути есть устойчивый спрос на валюту, для которого недостаточно предложения экспортной выручки.

Кроме того, завершился налоговый период. Экспортерам можно особо не спешить с продажей валютной выручки. Также эксперт напомнил, что продолжается отток средств. По его мнению, частично это связано с сезонностью. Народ активно покупает валюту для отпуска в той же Турции и других странах.

​Есть устойчивый спрос на валюту, для которого недостаточно предложения экспортной выручки. Фото: © «Татар-информ»
​Есть устойчивый спрос на валюту, для которого недостаточно предложения экспортной выручки. Фото: © «Татар-информ»

Минфин и ЦБ забили в колокола

Коган считает, что ЦБ и Минфин начали бить в колокола, опасаясь раскрутки инфляции. «Никто особо не заинтересован в дальнейшей девальвации рубля», – полагает он.

Власти оперативно отреагировали на излишнее укрепление рубля. Так, Минфин отказался от закупки валюты на нефтегазовые сверхдоходы, как предписывает бюджетное правило: ведомство с помощью ЦБ закупает в Фонд национального благосостояния (ФНБ) юани и золото в ситуациях, когда доходы превышают установленный на месяц базовый уровень. Причем «Ведомости» со ссылкой на информированный источник сообщили, что дополнительные средства от продажи нефти и газа, как ожидается, будут получены в августе.

Решение не закупать валюту принято из-за ослабления рубля – интервенции оказывали бы дополнительное давление на курс. Сверхдоходы будут направлены на финансирование дефицита, благодаря чему темпы использования средств ФНБ замедлятся.

Более того, на фоне ослабления рубля ЦБ с 1 августа начал дополнительно продавать валюту из ФНБ. Если бы власти не отказались от части бюджетного правила, это только бы усилило его падение.

​Доходы от роста цены на нефть потихоньку, но начнут влиять на курс. Фото: © Рамиль Гали / «Татар-информ»
​Доходы от роста цены на нефть потихоньку, но начнут влиять на курс. Фото: © Рамиль Гали / «Татар-информ»

«95 увидеть можем»

Генеральный директор УК «Арикапитал» Алексей Третьяков заметил, что остановить ослабление рубля могут не только корректировка бюджетного правила, но и ограничения на вывод капитала, а также существенное повышение ставки ЦБ РФ.

Евгений Коган полагает, что ЦБ имеет возможность вмешаться и через продажу юаней, в случае необходимости может административно ограничить покупки валюты и вновь поменять правила игры по выводу средств физлицами.

«Импорт при таком курсе для ряда игроков уже не настолько выгоден. А для кого-то уже и убыточен. Минфин будет тормозить с покупками валюты в рамках бюджетного правила. Доходы от роста цены на нефть потихоньку, но начнут влиять на курс», – считает Коган.

В связи с этим он полагает, что у рубля в данный момент нет значительного потенциала для дальнейшего ослабления.

«95 увидеть можем. Любое движение может носить инерцию и излишний размах. И потихоньку снова потом вполне можем вернуться на 80-е уровни и там и зажить какое-то время, на мой взгляд, на уровни 87–92», — прогнозирует Евгений Коган. «Если только не произойдет (или происходит) что-то, кардинально меняющее расклады и все модели. Что-то, ломающее саму систему координат», – заметил инвестбанкир.

Любовь Шебалова